Гардемарины с кровью
Людовик XIV любил женщин и терпеть не мог непокорных. Поэтому, когда шевалье де Брезе (Дмитрий Миллер) - соперник короля в борьбе за сердце очередной красотки - имел неосторожность поучаствовать в дуэли, строитель Версаля отправил его в далекую и дикую Россию, где в этот момент Петр I вовсю воевал с Карлом XII. На полдороге к царскому двору француз чуть не лишился жизни, но от рук польских разбойников его спас русский офицер Григорий Воронов. Поняв, что в восточноевропейских порядках шевалье категорически не разбирается, Воронов решил лично доставить де Брезе в лагерь Петра.
"Слуга государев" вполне мог бы пополнить ряд всегда популярных у подростков лент о дружбе, чести и любви на фоне условных исторических событий. Но для вторых "Гардемаринов" в фильме Ряскова многовато натурализма и политики. "Слуга государев" - кино историческое не по форме (все здесь слишком глянцево), а по идейному содержанию.
Художественное произведение на историческую тему - это всегда политическое высказывание. Алексей Толстой не просто так в конце войны писал своего "Петра I". "Слуга государев" масштабом, конечно, помельче, но воду льет на ту же мельницу. Не зря же Олег Рясков выбрал такую скользкую тему: в отличие от Бородина или Курской дуги в Полтавской битве участвовал не только официальный враг, но и предатель. Мазепа, правда, в "Слуге" не появляется. Зато при первой же встрече с де Брезе Воронов заявляет: "Как только война началась, ляхи совсем распоясались". Ближе к финалу царь чуть ли не лично рубит "распоясавшимся" головы. Интересно, поймут ли наши соседи столь тонкий намек...
Анна Федина
И Леннон такой молодой...
Клуб Iкrа
ул. Казакова, д. 8а, 505-53-51
Шон Оно Леннон
6 марта, 21.00
Слегка избалованное, слегка вздорное, слегка творческое, похожее на свою знаменитую "япона маму" Йоко и особенно на своего полубожественного, убиенного папу-битла Джона, 31-летнее дитя по имени Шон Оно Леннон решил отправиться в любопытный концертный тур, одним из пунктов коего станет Россия. Осенью прошлого года Шон записал свой второй альбом "Friendly Fire" и ныне гастролирует в его поддержку. После восьмилетнего молчания (первую сольную пластинку Леннон-младший выпустил еще в прошлом веке) Шон вышел к людям с меланхоличным полуакустическим материалом и специфическим видеорядом к нему. В тандеме с режиссером Мишелем Циветта он снял лаконичные ролики на все песни нового диска.
Но, ежу понятно, внимание к самому маленькому Леннону (есть у него, если помните, еще старший брат Джулиан) приковывают не столько его музыкальные достижения (хотя у парня любопытная творческая история он сотрудничал и с Cibo Matto, и с Soulfly, и много с кем еще), а его происхождение и насыщенная личная жизнь. Отпрыск легендарного музыканта тянется преимущественно к себе подобным: крутил роман с дочкой "роллинга" Мика Джаггера Элизабет, потом с Биджи Филипс, папаша которой не кто иной, как солист группы Mamas Аnd Papas Джон Филипс. Впрочем, успевает Леннон-джуниор замечать и других представителей богемы например, актрису-певицу Линдсей Лохан и даже, поговаривают, супермодель Наоми Кэмпбел.
Петь в Москву (а заодно и в Питер) Шон приезжает впервые. Перед концертом ему бы следовало устроить пресс-конференцию. У него порой получаются емкие, неполиткорректные высказывания, запоминающиеся публикой лучше, чем его песни.
Михаил Марголис
Шекспир с ужастиком
"Ричард III", "Сатирикон", 8 марта
Юрий Бутусов лишил главного злодея мировой сцены не только объема. Он, что куда важнее, лишил его масштаба. В пространство шекспировской хроники он зашел со стороны столь любимых им абсурдистов. Он увидел Шекспира сквозь призму Ионеско, превратившего в своем "Макбетте" противостояние Добра и Зла в детскую игру "казаки-разбойники": то ты ловишь, то тебя ловят, поймают отпустят, бегай дальше.
Атмосфера детской игры сразу же заявлена в "Ричарде III" прекрасной сценографией Александра Шишкина. Вырезанные из фанеры диковинные птицы и животные, напоминающие разом карандашную анимацию, черно-белые комиксы и карикатуры из газет составили среду обитания шекспировских героев. И рядом со всей этой мультяшной параферналией герои Шекспира тоже похожи порой на героев мультиков.
Райкин должен был, казалось, зайти в пространство шекспировской хроники не с абсурдистской, а совсем иной стороны. Одна из лучших его ролей Грегор Замза в спектакле "Превращение" могла бы стать предтечей Ричарда. Возможность сыграть не несчастное, а страшное и смертоносное насекомое, как казалось, он, такой пластичный и тонко чувствующий гротеск, обязательно должен был использовать. Но, оказавшись в придуманном Бутусовым и Шишкиным мире детского масскульта, Райкин подчинился иным правилам игры.
В его Ричарде нет ни манфредовского величия, ни сатанинского оскала. Он не обдает космическим холодом и не обжигает адским пламенем, не ужасает и не завораживает. Свой первый саморазоблачительный монолог он читает, старательно чистя зубы и деловито делая физзарядку. Став королем, примеряется к трону, как клоун к гимнастическому снаряду. Он не жуток, а смешон. Не инфернален, а скорее инфантилен. Он показал нам зло с маленькой, даже очень маленькой буквы. И в этой своей малости он великолепен.
Марина Давыдова
Заметки на полях капитализма
ЦУМ, ул. Петровка, 2
Башня "Федерация", 1-й Красногвардейский проезд, 15. Тел.: 650 74 98.
"Примечания: геополитика, рынки, амнезия"
Нет сомнения, 2-я Московская биеннале современного искусства вступает в решающую фазу. Во всяком случае, приходит очередь основных проектов в смысле тех, на которые и потрачена большая часть из 52 миллионов рублей народных денег. Группа международных кураторов представит пять выставок на двух экзотических (и едва достроенных) площадках в новом здании, примыкающем к ЦУМу, и на подоблачных этажах башни "Федерация". Выбор мест подразумевал какую-то символику, вероятно, но мог быть обусловлен и простой экономией средств.
В цифрах описание основных проектов выглядит так: более 100 произведений из 30 стран мира. Рассказать же об этом словами не так просто. Достаточно прочесть название общей темы, чтобы заподозрить недюжинное интеллектуальное содержание. А отдельные проекты и вовсе носят заглавия вроде "Фонд ноль, или Ледяная вода эгоистических подсчетов". Но в принципе так делают и на других мировых биеннале заранее пугаться не стоит. Глядишь, за визуальными комментариями к современному состоянию цивилизации и за дискуссией о достоинствах и недостатках капитализма нет-нет да и всплывет что-нибудь увлекательное. Художник ведь не только и не столько философ; должно же в ком-то играть иррациональное вдохновение.
Дмитрий Смолев
Танцевальное шоу TAP DOGS
На сцене Театра оперетты,
8, 9, 10, 11 марта, 19.00.
В этом сезоне москвичей еще не баловали качественной чечеткой. Обещанный в декабре ирландец Майкл Флэтли до Москвы так и не доехал. Но TAP DOGS обладатели одиннадцати престижных танцевальных премий будут точно.
Шестеро австралийских парней обещают работать каблуками на протяжении полутора часов, без антракта и пауз. Особенность их танца заключается в смелом использовании сценического пространства. Виртуозы тэп-дэнса отстучат ритм на полу, стенах, балках, рельсах, в воде (обладателям билетов в первые ряды партера предложат специальные дождевики) и ... на потолке.
Мариинский балет в Москве
На Новой сцене Большого театра,
2, 3, 4, 5 марта, 19.00.
За визит петербуржцев в столицу нужно благодарить организаторов "Золотой маски". Деятели фестиваля с завидным постоянством включают мариинские спектакли в список номинантов главной российской театральной премии. В этом году мы увидим "Ундину" (2, 3 марта) и три одноактовки под общим заглавием "Новые имена" (4, 5 марта). Под новыми именами разумеют пока неизвестных широкой публике хореографов Никиту Дмитриевского, Алексея Мирошниченко и американца Ноа Д. Гелбера.
Что касается "Ундины" на музыку Чезаре Пуни, то это бальзам на душу любителей старинного балета и поклонников хореографа Пьера Лакотта. Маэстро не без оснований называет себя парфюмером в забытых сочинениях его интересует не столько историческая точность, сколько аромат эпохи. Какими ароматами благоухал балет 1843 года, мы не знаем, поэтому приходится верить в безупречный вкус парижского гостя. А также в шарм отечественных исполнителей Евгении Образцовой (Ундина) и Леонида Сарафанова (Маттео).
Светлана Наборщикова
"Так поступают все женщины" Моцарта
Спектакль Музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко
3 марта, 19.00
Одна из лучших постановок прошлого сезона (за что справедливо номинирована сейчас на "Золотую маску") идет на малой сцене театра. Там нет оркестровой ямы, поэтому оркестр под управлением опытного Вольфа Горелика висит у вас над головой. А первый ряд зрителей утыкается носом прямо в происходящее на сцене, которая утыкана сухим бамбуком, за которым не все хорошо видно, так что о многом приходится догадываться. Точно также догадываться приходиться и насчет места действия, которое режиссер Александр Титель и художник Владимир Арефьев придумали для оперы Моцарта. Это явно что-то про войну, но скорее про какие-то ее эвакуационные задворки с намеком на Среднюю Азию, с коврами и пиалами. Главные герои два раненых солдата и две медсестры, и все сомнительные интриги, про которые идет речь в опере, на сей раз скорее игры со смертью, чем с любовью. Спектакль грустный и тонкий, и из-за отсутствия оркестровой ямы все эти тонкости видны очень хорошо, как в кино. Поет в спектакле молодежь, которая, как выясняется, с Моцартом совсем в неплохих отношениях.
Анна Нетребко, Екатерина Семенчук и Ильдебрандо д'Арканжело в Большом зале консерватории
Праздничный концерт к Женскому дню
8 марта, 19.00
Анна Нетребко это всегда праздник. Такова одна из главных ее специализаций. Выступление ее на открытии Венского бала или в честь футбольного чемпионата выглядит чем-то само собой разумеющимся. И праздник 8 Марта тоже отлично встраивается в этот ряд странно, что до сих пор сделать подобный проект никому не приходило в голову. Главная женщина отечественной оперы, естественно, не будет трудиться в праздник в полном одиночестве. Ее помощники обаятельная восходящая звездочка Мариинки Екатерина Семенчук, более-менее нам известная, и итальянец-мачо Ильдебрандо д'Арканжело, известный пока только западной публике. С ним, в частности, Нетребко пела в нескольких спектаклях в Зальцбурге. Вместе получается: сопрано, меццо-сопрано и бас-баритон. То есть практически три тенора. Программа, как обычно в таких случаях, представляет из себя праздничный винегрет из разных стилей и национальных школ. В качестве аккомпаниатора приглашены оркестр имени Чайковского и итальянский маэстро Джордано Беллинкампи.
Екатерина Бирюкова