Председатель комиссии Мосгордумы по социальной политике и трудовым отношениям Михаил Антонцев: "Проблемы инвалидов требуют особого внимания общества"
- Статьи
- Страна
- Председатель комиссии Мосгордумы по социальной политике и трудовым отношениям Михаил Антонцев: "Проблемы инвалидов требуют особого внимания общества"
Подготовлена городская целевая программа социальной интеграции инвалидов на 2007-2009 годы. Ее детальное рассмотрение состоялось на одном из январских заседаний комиссии по социальной политике и трудовым отношениям Мосгордумы. О том, как облегчить жизнь инвалидов в большом городе, корреспондент "Москвы" Максим Суворов беседовал с главой комиссии Михаилом Антонцевым.
вопрос: Несмотря на то что над созданием комфортной для инвалидов среды городские власти работают уже не первый год, Москва по-прежнему остается неудобным для их жизни городом. Почему?
ответ: Давайте обратимся к нашему прошлому. В Советском Союзе, как известно, считалось, что инвалидов в нашей стране нет. А раз нет инвалидов, то не шло речи и о программах. Инвалиды сидели дома, никуда не выходили. У нас ведь и колясок толком не было. Во времена перестройки об этой группе населения тоже никто не думал - не до этого было, в те годы и здоровый человек не мог найти себе работу. Только в середине 90-х мы начали строить специальные центры социальной адаптации, устанавливать пандусы, подъемники. Сегодня можно уже говорить о появлении специальной инфраструктуры. Появились переходы, которые оборудованы звуковыми сигналами для слабовидящих. Начался повсеместный монтаж пандусов. Приспособлено более 17 тысяч зданий и сооружений для передвижения инвалидов с нарушениями опорно-двигательного аппарата. На улицах города действуют 19 маршрутов с низкопольными автобусами, в которые можно войти на костылях или заехать на коляске. Впервые за долгое время у нас появились специальные квартиры, приспособленные для проживания инвалидов...
в: Но все равно этого мало, очень мало...
о: Согласен. Но как бы то ни было, изменения есть. А главное - изменяется мировоззрение у горожан. Появление инвалида на улице уже не вызывает удивления или брезгливости. Если в 70-х или 80-х маленькие дети с удивлением провожали взглядом человека в коляске или с тростью, то теперь этого нет. Кроме того, в городе заработала система квотирования рабочих мест для инвалидов - конечно, она еще не набрала силы, но она есть.
в: И где есть сегодня рабочие места для людей с ограниченными возможностями?
о: В принципе такие рабочие места могут быть созданы в любой сфере деятельности. У меня много знакомых инвалидов, которые сумели себя реализовать и в бизнесе. Это тоже возможно. Главное - помочь им получить образование и оказывать содействие в период становления дела, за которое они взялись. В Москве есть специализированный вуз для инвалидов. Но этого мало. Необходимо создать условия для того, чтобы инвалиды могли обучаться в обычных вузах. Формально они имеют право поступить в любой институт. Но фактически вузы, где такие люди могут получить образование, можно пересчитать по пальцам: МГТУ им. Баумана, МГСУ, МГУ и еще пара. Безусловно, нужно развивать дистанционные формы обучения.
в: А сколько инвалидов в Москве?
о: Официально - один миллион двести тысяч человек. Но на самом деле их больше. Многие люди не имеют документов, которые доказывают, что они инвалиды. Причины две. Или человек еще не успел оформить необходимые документы. Поверьте, это пока еще не очень просто и требует достаточно длительного времени. Или сам сознательно не хочет признавать себя инвалидом, просто боится. Ведь ряд работодателей вообще не принимают инвалидов на работу.
в: Их отчасти можно понять: даже если их и возьмут на работу, большинство не сможет до нее добраться.
о: Дело даже не в этом. Вы в основном говорите об инвалидах с нарушениями опорно-двигательного аппарата. На самом деле большую часть составляют инвалиды по зрению, слуху, инвалиды общих заболеваний. Городская инфраструктура пока слабо адаптирована и для них. Мы сравнительно недавно начали приспосабливать для людей с ограниченными возможностями городской транспорт. Взять, к примеру, метрополитен. Без посторонней помощи человек в инвалидной коляске в него спуститься не может. Надо строить лифты, но для этого придется полностью перестраивать станции.
в: Можно для начала предусмотреть их установку на вновь возводимых станциях подземки?
о: Да, это возможно. И они скорее всего будут. Некоторые разработки в метрополитене уже применяются. На недавно открытой станции "Международная" есть специальная светящаяся полоса на краю перрона, которая необходима слабовидящим пассажирам. Сейчас в городе принят закон о создании беспрепятственной среды для инвалидов, согласно которому все вновь строящиеся здания должны быть оборудованы соответствующей техникой. Вопрос в том, как этот закон исполняется. Часто в проектах новых домов такие приспособления предусмотрены, а в жизни их нет. Почему? Все просто - строительные компании пытаются таким образом сэкономить.
в: А кто должен контролировать соблюдение закона?
о: Вводом объектов в эксплуатацию занимается Мосгорстройнадзор. И за несоблюдение упомянутого закона предусмотрен штраф от 50 до 100 МРОТ для юридических лиц, а его неоднократные нарушения могут стоить строительной компании лицензии. Но и сами жители не должны быть равнодушны к тому, что оставили им в наследство строители. Ведь среди них есть молодые семьи с детьми, а молодые мамы используют детские коляски для прогулок. Так что отсутствие пандусов и подъемников в домах создает трудности не только для инвалидов.
в: И что делать одинокому инвалиду-колясочнику в такой ситуации? Он же становится заложником строительной экономии.
о: В идеале нужно инвалидов из таких домов отселять. Они должны переезжать либо в специализированные квартиры с широкими коридорами, санузлами, специальными поручнями и прочими приспособлениями. Но такие квартиры есть далеко не во всех районах. Обычно они предусматриваются в новостройках, однако есть примеры, когда приспосабливаются для инвалидов жилые помещения и в старых домах.
в: Когда удастся создать в городе комфортные условия для инвалидов?
о: По-настоящему комфортные, думаю, не раньше чем лет через 20-25. Хотя уже сейчас есть видимые результаты этой работы. В ближайшие 3 года планируется сделать доступными отделения Сбербанка, почты, больницы, поликлиники - практически все социальные учреждения. И, безусловно, комфортными условия проживания в городе делает возможность общения, которая создается благодаря существованию общественных организаций инвалидов. Большие надежды я возлагаю также на товарищества собственников жилья, ведь, став хозяевами своих мест проживания, люди, не дожидаясь решения властей, сами активно включатся в этот процесс.
Уверен, что общими усилиями мы преодолеем самое главное препятствие для интеграции инвалидов в общество - равнодушие.