Ты записался добровольцем Первой виртуальной?
Доктор сказал в MMORPG, значит, в MMORPG
...Я не сплю, не ем, отвлекаюсь от монитора только в случае крайней нужды и мечтаю, чтобы мне не мешали нажимать на клавиши и душить компьютерную мышь. По заданию редакции я осваиваю MMORPG - многопользовательские онлайн-игры.
Собственно, я не одинок: молодые люди (в основном призывного возраста), которых вроде бы не соблазнишь в наше время реальной армейской службой, все равно пропадают на полях сражений. Но уже виртуальных. Перед компьютерами они в позе роденовского мыслителя, на лицах вселенская скорбь и озабоченность.
Что там такого интересного? Хм. Теперь я знаю.
World of Warcraft ("Мир военного ремесла") - самая популярная на данный момент игрушка. Она захватила почти все телеграфы и телефоны, мосты и прочие важные виртуальные объекты. 54% всех многопользовательских онлайн-игр - это он, WOW! Пока вы читаете этот номер "Недели", в онлайн сидит примерно половина из 10 миллионов постоянных пользователей этой игры.
Раньше "Воркрафт" был безобидной стратегией, в которую рубились школьники, строя гоблинские замки и захватывая земли у людей и орков. В худшем случае в нее можно было играть классом по сети или дома с приятелями, но больше трех-четырех часов она вряд ли отнимала. За это время кто-то мог одержать победу, а сразу начинать игру заново захочет не каждый...
Среди игр, вызывавших зависимость и лишавших ориентации в пространстве и времени, значилась еще любая из пяти частей Heroes of Might and Magic ("Герои"). Стратегия развития героя была очень интересной, но и очень долгой: нередко игру заканчивали, уснув на клавиатуре. Онлайн-версия этой игры вмещала только восемь человек, которых надо было еще уговорить одновременно подключиться к игре, а иначе ты просто тусовался на пустой карте, бессмысленно уничтожая ресурсы... Ну еще, пожалуй, Diablo.
Но WOW совершенно не похожа на них. Он затягивает так, что не всякий захочет вернуться с этого фронта...
Хоббитом будешь?
В World of Warcraft одновременно с тобой сразу несколько миллионов человек. В первый момент игра не кажется такой уж интересной. Ты один на один с нереально навороченным интерфейсом, посреди какого-то леса с тварями, которые иногда на тебя нападают, а ответить им почти нечем. Но стоит убить хоть одну, как тебе за это повысят опыт, отвалят какой-нибудь сувенир из ее брюха, разрешат, раз ты такой удачливый, выучить у мага пару трюков и заставят выбрать одну из многочисленных профессий.
Докладываю: в ходе кровопролитных боев я стал эльфом, который если не убивает монстров, то собирает всякие механические штуковины, а потом выгодно продает их на аукционе в ближайшем лесу.
После первого "сеанса" я отлип от монитора в четыре утра, через семь (!) часов после начала. От сидения в одной позе у меня затекли ноги и похолодели руки, но в мозгу билась одна мысль: что я буду делать в игре, когда проснусь. Эксперимент прошел успешно. Рассказывали же фронтовики, как привыкаешь к военным будням со свистом пуль, разрывами снарядов... Так и я - подсел.
Что там такого интересного? У каждого, кого волнуют орки, эльфы и гоблины, есть три варианта. Первый: прочесть эпопею Толкиена о кольцах и путешествиях, ходить на сборища, где патлатые подростки машут деревянными мечами. Второй: девять часов смотреть фильм про братство кольца (можно даже в переводе Гоблина). И наконец: можно самому стать этим хоббитом... В WOW ты сам и герой, и писатель, и режиссер.
Причем WOW цепляет тем, что не все поначалу тебе доступно: большинство "крутых" фишек и возможностей вроде телепортации, магических заклинаний, прирученных существ надо еще заполучить. Мир, в котором живут электронные персонажи, обширен, но карта вся целиком в первый же день не открывается - ее нужно разведывать, и если уровнем не вышел, местные монстры тебя быстро завалят.
А главное - у игрока появляется смысл существования: получить новый уровень, купить себе латы покруче или, как Магеллан, открыть новые земли. За пару-тройку часов можно прожить целую жизнь: поди попробуй добиться всего этого, оторвавшись от монитора!
Белую таблетку утром, фиолетовую днем, оранжевую вечером
То, что это похоже на наркоманию, я ощутил, когда на сервере WOW случилась профилактика и всех пользователей попросили зайти попозже. Я ходил по квартире как зомби, бесцельно пиная все, что попадалось под ногу. Натуральная ломка. Компьютерная, конечно, а не наркотическая, но ощущения наверняка схожи.
Под глазами появились круги, все вокруг стало раздражать... Хотя американские и английские ученые пришли к выводу, что любовь к играм нельзя называть наркоманией. Ведь нет вещества, которое приводит геймера в экстаз. Геймер сам заставляет свой мозг работать, чтобы получить это удовольствие. Ученые сравнивают привязанность к компьютерным играм с рвением к учебе или работе, то есть геймер - тот же ботаник или трудоголик, просто его усердие направлено в другое русло.
Компьютерные игры сейчас - вовсе не тупые стрелялки для умственно отсталых. Чтобы добиться в них успеха, нужно быть семи пядей во лбу, выстраивать стратегии, грамотно распоряжаться ресурсами, управлять запутанными многоуровневыми интерфейсами, участвовать в коллективных рейдах и бог знает что еще.
Сейчас я почти не играю. Дошел до 30-го уровня и убедил себя, что этого уже вполне достаточно. Ужас заключается еще и в том, что, достигнув предела развития, вместо опыта ты можешь получить немало виртуальных денег... По сути у этой игры нет конца. В ней можно жить вечно и не скучать. Даже умереть по-человечески здесь нельзя: после смерти достаточно подобрать свое тело, и ты уже как новенький.
Надоели игры? Начни вторую жизнь!
Другая игра, набирающая сейчас обороты, - Second Life. В ней нет ни эльфов, ни волшебства. Эта вторая жизнь не похожа на детскую забаву, это скорее игра для взрослых. Жить в ней надо по тем же законам, что и в реальности, то есть стараться всеми способами заработать денег.
Можно продавать недвижимость, можно торговать или спекулировать, можно даже виртуально... гм, вступать в сексуальную связь. Да-да, все, что вашей душеньке угодно. И без Second Life в сети нетрудно найти вагины и пенисы, которые подключаются к компьютеру и передают ощущения на расстоянии. Тоже способ перейти в другой мир. Матрицу не напоминает?
Впрочем, банальной проституцией больших денег в Second Life не добиться. Это скорее темная сторона игры. На белой же полно примеров умелого ведения бизнеса. Почему там легче вести бизнес, чем в реальном мире? Да потому что там нет (пока) виртуального рэкета, виртуальной санэпидемстанции и виртуального законодательства. Добиться успеха там можно намного быстрее, чем в реальной жизни. А даже если и не добьешься, никто не посадит тебя в тюрьму за долги, никто не придет домой с приставами...
Отец троих детей из Великобритании создал в Second Life компанию, которая производит электронную одежду для всех виртуальных персонажей. Принцип старой игры "Одень Машу" все еще действует. Так вот, оборот его компании уже достиг 90 тыс. реальных долларов в год, что позволяет счастливому англичанину выплачивать кредит за купленный дом. То есть виртуально заработанные деньги теперь помогают растить реальных детей в реальном доме с реальной женой.
Но везет здесь, как и в жизни реальной, только талантливым и удачливым единицам. Тем, кто все же пытается сделать что-то реальное...
Ща я вам построю!
Все или почти все, что человек видит в Second Life, сделано самими пользователями. Города, улицы, дома, припаркованные машины, даже одежда. Сделать и придумать можно... ну практически все что угодно. Разработчики не настаивают на каком-то определенном виде деятельности, они просто создали среду, в которой вы уже сами разберетесь, что делать.
По такому же принципу построена электронная энциклопедия Wikipedia, у которой нет определенного автора, составителя или редактора, она целиком состоит из фотографий и статей, написанных самими пользователями.
Гениальная идея использовать коллективный разум во благо работает и в Second Life. Люди зарабатывают деньги, учатся (по-настоящему) в виртуальных бизнес-школах реальной экономике, озабочены промоушеном своих и реальных, и виртуальных товаров, создают огромную виртуальную планету, на которой наверняка будет очень интересно "жить".
Мышки наголо!
Бредовая мысль, но только на первый взгляд: где гарантия, что завтра не появится очередной диктатор, который сможет воспользоваться этим коллективным разумом виртуального мира во зло? Сколько фантастических, казалось бы,несбыточных проектов прошлого уже превратилось в реальность? Созданы беспилотные самолеты-разведчики, а там, глядишь, пойдут и бомбардировщики. В Японии уже есть бронированный робот-охранник, очень напоминающий робота-убийцу, оснащенного автоматическим и ракетным оружием... Даже Путина уже спрашивали в шутку об огромных человекоподобных роботах, которые будут охранять наши границы. Шутки шутками...
Прогресс уже дошел до того уровня, когда в жизнь можно претворить даже самую безумную идею. Подключи миллионы геймеров к этим железным монстрам - и у тебя под руками целая армия!
С криками "Мясо!" и "Дайте еще фрагов!" (фраги - это виртуальные трупы) они разнесут любое государство за пять минут. Они ведь профессионалы своего дела - умеют метко стрелять, обращаться со сложными механизмами, работать в команде и расчетливо использовать ресурсы. Перебьют охрану, захватят любое оружие, сидя где-то очень далеко от того места, где будут раздаваться крики и литься реальная кровь.
К крови на мониторе они привыкли, часами испепеляя монстров и проходя стандартные игры с одним условием - всех убить.
Happy end
Конечно, эти страшные перспективы пока из области фантастики. В конце концов может же появиться и виртуальная полиция, которая всех остановит. В конце концов наши программисты - одни из лучших в мире, несмотря на то, что часто работают на иностранные компании. Наконец, обнадеживает и то, что у нас крутые пираты, которые повернут толпы врагов против них самих. Не случайно же на олимпиаде по компьютерным играм наша команда завалила всех в Counter Strike.
К тому же такие даты, как 23 февраля и 9 мая, вселяют уверенность: нас голыми и виртуальными руками не возьмешь. Короче, я верю в вас, мужики, но хоть иногда выходите из сети. User offline. Game over.
* * *
Психотерапевт Андрей Курпатов: "В зависимость от игры попадают не от хорошей жизни"
На игры у меня просто нет времени, но такие случаи часть моей профессии, поэтому я проконсультировался со специалистами, которые рассказали мне обо всех подробностях MMORPG.
Секрет популярности этих игр основан на психологических законах. Естественно, что интерактивная игра, в которой динамично развивается сюжет, где ты можешь почувствовать себя участником, победителем на гребне успеха, привлекает огромное количество людей. Это именно зависимость, а болезненная или нет, зависит от проявлений.
В зависимость от игры человек попадает не от хорошей жизни. Это является одним из способов ухода от психологических проблем, с которыми он сталкивается.
Для того чтобы от нее избавиться, нужно провести большую и кропотливую работу, во-первых, - это лечение самой зависимости, а во-вторых, - решение проблем, которые лежат в основе этой аддикции.
* * *
Реальные финансы
Многопользовательские игры позволяют заработать не только их создателям, но и рядовым участникам, причем заработок может очень легко превратиться из виртуального в реальный.
Самый простой способ - торговля игровой валютой. В WOW курс сейчас примерно $1 за 100-150 золотых. Компания Blizzard постоянно борется с такого вида бизнесом, но, как и в борьбе с пиратами, в выигрыше все равно остаются пираты.
Еще один вариант заработка - продажа прокачанных персонажей. Для того чтобы получить сильного и могущественного героя, даже у бывалого геймера уйдет часов 300-400, но можно потратить $600-700 и купить готового героя высшего уровня.
В Second Life подход немного другой. Обмен долларов обычных на доллары игровые разрешен официально. Главной статьей заработка являются махинации с недвижимостью, а также раскрутка собственного бизнеса. Самый верный способ - разделить "вишневый сад" на маленькие участки и продать их чуть дороже большему количеству поселенцев. Недвижимость пока не так дорога, как в Москве, но по росту цен виртуальный мир скоро догонит самый дорогой город земли.
Что касается бизнеса, то большой популярностью тут пользуется продажа виртуальной одежды. Надо лишь правильно организовать промоушен. В Америке уже несколько компаний проводили свои рекламные акции одновременно в двух мирах - реальном и виртуальном.
* * *
NO COMMENT
Они вчера не вернулись из боя
В Китае 41 летний Цю Ченвей убил своего приятеля за то, что тот продал ценный виртуальный меч. Тот "взял" его в аренду на пару дней, а когда Цю попросил его вернуть, - сообщил что продал его за почти за $1тыс., но и денег не вернул. Тогда рассерженный Цю пырнул своего знакомого ножом.
Английский подросток, фанат WOW, покончил жизнь самоубийством из-за того, что родители пытались ограничить его игровую страсть, не подпуская к компьютеру.
В Корее 28-летний молодой человек скончался от сердечного приступа после 50 часов непрерывной игры. Он перестал себя контролировать, перестал замечать разницу между ночью и днем. Приехавшие врачи констатировали, что геймера подвело сердце, не выдержав нагрузки в сочетании с истощением.
Наконец, в Москве подрались два фаната онлайн игры LineageII. В результате потасовки студент МИФИ получил перелом основания черепа и скончалася в московской больнице в результате кровоизлияния в мозг. Спор произошел с представителем противоположного клана игры Lineage II Андреем Понаморенко, который приехал на встречу онлайн игроков из Украины.