Есть одна у города беда – высота
Представители ЮНЕСКО решают на международной конференции в северной столице - как сохранять исторические центры городов, включенных в список всемирного наследия. Один из руководителей организации Франческо Бандарин заявил, что не бросит Петербург на произвол судьбы. Сегодня на конференции даже объявлен специальный "петербургский день".
То, что проблем в городе хватает, директор Центра всемирного наследия ЮНЕСКО г-н Бандарин, увидел своими глазами. Его, например, неприятно удивил высотный комплекс "Монблан" у Невы, за отелем "Санкт-Петербург". С осторожностью он относится и к мегапроектам – "Мариинка-2", "Газпром-сити". Отдельной встречи с высокопоставленным представителем ЮНЕСКО добились противники строительства небоскребов – питерские архитекторы и общественные деятели. О том, каким путем идти северной столице дальше – лондонским, римским или парижским, они говорили с экспертами ЮНЕСКО до полуночи.
По мнению замдиректора института "Спецпроектреставрация" Михаила Мильчика, при лондонском, или московском варианте современное строительство фактически перечеркивает историческое наследие. Римский путь гармонизирует вопросы защиты наследия и развития Вечного города. Архитекторы полагают, что Петербургу стоит пойти промежуточным – парижским путем, а также присмотреться к опыту бывших товарищей по соцлагерю – Праги и Кракова.
- Главная опасность – отмена высотного регламента, за нее уже однозначно высказались некоторые руководители города. А это означает фактическое уничтожение исторического облика. Мы сконцентрировались на протестах против газпромовского небоскреба, но как бы нам за деревьями не пропустить леса. Если регламент отменят, то таких башен в ближайшие годы появится несколько десятков. А ведь Петербург – единственный мегаполис мира, весь центр которого признан объектом всемирного наследия, - изложил ситуацию глава Фонда спасения Петербурга Александр Марголис.
- С приходом частного капитала здания неудержимо растут вверх, вширь. Вид на исторический центр – это прибыль, и противостоять этому трудно. Но если даже отменить высотный регламент для пояса новостроек и буферной зоны, то город будем воспринимать не на фоне неба, а на фоне высоток. Петербург нуждается в более конкретных правовых нормах для сохранения его визуальной целостности. А сейчас он находится под угрозой, так что его можно временно внести в Красную книгу, чтобы сюда регулярно приезжали для мониторинга международные эксперты, - предложил архитектор Юрий Курбатов.
Франческо Бандарина попросили быть арбитром в спорах по поводу архитектурных "проектов века".
- Проект "Газпром-сити", например, вызывает в ЮНЕСКО большую озабоченность, прежде всего из-за месторасположения – слишком близко к историческому центру. Кроме того, настораживают его размеры. В европейских городах – Лондоне, Париже, Франкфурте - проекты такого масштаба никогда не реализовывались рядом с центром. Кроме того, архитектурное решение основано на вертикальной доминанте, а для всех очевидно, что Петербург – горизонтальный город. Хотя сам проект интересен. Я посмотрел на него как архитектор – это изобретательное инновационное решение, - поделился мыслями Франческо Бандарин.
Он добавил, что окончательному решению о строительстве небоскреба, как и другим крупным проектам, должна предшествовать длительная дискуссия о том, соответствуют ли эти архитектурные идеи характеру города. По мнению г-на Бандарина, модернистская идея Доминика Перро (Мариинка-2) "создает разрыв в исторической теме". Зато похвалил "Новую Голландию" - за то, что проект реконструкции острова как раз пытается примирить новое со старым.
Бальзамом на души архитекторов было и замечание представителя ЮНЕСКО о высотном регламенте.
- Мы считаем, что отмена высотного регламента невозможна, так как приведет к множественным изменениям исторического облика города, - заявил Франческо Бандарин.
Александр Викторов, председатель комитета по градостроительству и архитектуре:
- Конкурс проектов административно-делового центра "Газпром-сити" - большое событие для города уже потому, что он проводился на международном уровне, и в "чистоте эксперимента" сомневаться не приходится. Вторая сцена Мариинского театра проектируется тоже на основе проведения международного конкурса с авторитетным жюри. Его решение так же профессионально. Мы занимаемся развитием города, при этом наша главная задача – сохранить его исторический облик. В недрах комитета разрабатывается высотный регламент. Мы должны перевести все принципы на язык техники. Так что мы не выдумываем что-то новое, а переводим традицию на современный язык.