Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Общество
Путин поздравил ветеранов и личный состав МЧС с Днем спасателя
Экономика
Приток средств в денежные фонды за год вырос вчетверо
Мир
Президент Ирана 17 января планирует посетить РФ для подписания договора о сотрудничестве
Мир
В сирийской оппозиции заявили о встречах в Анкаре и Дохе с представителями РФ
Экономика
Взаимная торговля между странами ЕАЭС за девять месяцев выросла на 12%
Экономика
Компании начали активно открывать подразделения в регионах
Общество
Синоптики спрогнозировали туман и гололед в Москве 27 декабря
Экономика
Летные испытания импортозамещенных SSJ-100 New пройдут в начале 2025 года
Мир
Советник Трампа заявил о планах высылать мигрантов с родившимися в США детьми
Политика
Лидеры ЕАЭС утвердили работу соглашения о свободной торговле с Ираном
Общество
В Краснодарский край прибыла установка откачки нефтепродуктов из затонувших танкеров
Мир
Пострадавшие при крушении самолета под Актау получат компенсации от авиакомпании
Спорт
РФС пожизненно отстранил одного из пяти футболистов за договорные матчи
Происшествия
Гладков сообщил о возросшем числе пострадавших после атаки БПЛА на Белгородскую область
Мир
МИД РФ обвинил США в срыве выплаты российского взноса в бюджет МККК
Армия
ДПК центра «Патриот» стала лучшей командой пожарных добровольцев в РФ
Общество
Глава Рослесхоза напомнил о штрафах за вырубку новогодних елей
Наука и техника
ИИ обеспечит высокое качество мандаринов на прилавках

Порядок. И мать его

Когда моя бабушка говорила, что "при Сталине порядок был, он бы такого не допустил", она на самом деле имела в виду примерно следующее: "Я родилась в 1912 году, мое становление как личности пришлось на становление сталинского режима, я прожила при этом "порядке" значительный кусок жизни, мне всегда говорили, что мне надо делать, и я выжила. Неужели сейчас я должна признать, что жизнь прожита не так, как мне казалось?"
0
Ольга Бакушинская
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Когда моя бабушка говорила, что "при Сталине порядок был, он бы такого не допустил", она на самом деле имела в виду примерно следующее: "Я родилась в 1912 году, мое становление как личности пришлось на становление сталинского режима, я прожила при этом "порядке" значительный кусок жизни, мне всегда говорили, что мне надо делать, и я выжила. Неужели сейчас я должна признать, что жизнь прожита не так, как мне казалось?" Не обладая талантом Людмилы Улицкой, я бы не решилась разоблачать иллюзии и раскрывать глаза людям, когда уже поздно переигрывать. Однако какой-то непризнаваемый диссонанс в душе бабушки наличествовал, поскольку говорить-то она про "твердую руку" — говорила, а потом сама же и решила пойти и проголосовать за СПС: "Посидели коммунисты на шее — хватит".

Ну да ладно, бабушки с дедушками. Какой такой диссонанс случился с согражданами средних и молодых лет, которые в последнее время прямо-таки надулись вдруг открывшейся истиной? Порядок нужен, рука твердая, прописка, все отнять и поделить. Сам, замечу, стоит в кассе "Ашана", в руках ящик пива и два батона сырокопченой — плод завоеваний недолгой демократии. Ему пофиг, что он еще может получить при демократии долгой, какие бонусы к пиву, — он хочет какого-то неведомого "порядка", теоретически олицетворяемого вождями революции столетней давности и их последователями. Ему кажется, что ему не хватает иерархии и предсказуемости. Приказали — пошел, шел два часа — заработал суп. Жидкий, но одинаковый. И все расписано от колыбели до могилы.

Явление имеет название "социальный инфантилизм", но его носители термина, как правило, не знают. Поэтому сценарист Аркадий Инин, не смущаясь (ща не 90-е, уже почти "порядок"), страдает по "застою" и цензуре в высокотиражной прессе. Хотя это-то как раз понятно — уточню для молодежи. В "брежневские" времена член Союза кинематографистов был большой "шишкой", имел доступ в самый популярный ресторан, легко мог поехать по путевке в Польшу, а иногда даже и в Англию, вступить в жилищный кооператив и спокойно оплатить взнос. Порядок этот ему нравится потому, что он был в то время личностью привилегированной. А ведь, как говорится, лучше быть первым в галльской деревушке, чем последним в Риме. И его вполне устраивает такой расклад — у всех одна пара штанов, а у меня две.

Но почему ж, почему ж так колотятся по "порядку" иные прочие, многие люди? До такой степени колотятся, что голосуют за возвращение памятника Дзержинскому на Лубянскую площадь в телепередаче "К барьеру". Лично никому он уже не знаком, а вот документы известны. Психопатическая личность, шокирующая биография (убил сестру), фанатик, наслаждался видом пыток. Зато беспризорников спасал. Между прочим, беспризорники не с неба свалились, а появились в таком количестве именно в результате деятельности Дзержинского со товарищи.

Рассказывая это, я кажусь себе старее Шарля Перро, но я присутствовала на площади тем роскошным вечером, когда памятник сносили. Все чудесатей времена, в которые я рискую дожить до нового пейзажа с каменной шинелью. Здра-с-сьте, Феликс Эдмундыч, давно не виделись!

Мне удивительно, но не страшно. В тот вечер на площади я уже получила какую-то главную прививку от отечественной эпидемии, констатированной еще "доктором" Лермонтовым: "И вы, мундиры голубые, и ты, им преданный народ"... Я так понимаю эту строчку — буквально любая российская власть все равно либеральней российского народа... Однако я начала рассказывать про прививку. На плечи монументу, который долгие десятилетия означал порядок страха, забрался парень. Мы все, в толпе на площади, за парня действительно волновались — он мог сорваться. Мы ахали, но мы смеялись: "Хватай его за нос! Дери его за уши!" Если чего и страшатся тираны и памятники тиранам — так это быть смешными. Они от этого рушатся сами собой. Оставляя рабов их растерянности, свободных людей — их воле. Равнодушных — на милость тех, кого окажется больше.

Читайте также
Комментарии
Прямой эфир