Порядок. И мать его
Когда моя бабушка говорила, что "при Сталине порядок был, он бы такого не допустил", она на самом деле имела в виду примерно следующее: "Я родилась в 1912 году, мое становление как личности пришлось на становление сталинского режима, я прожила при этом "порядке" значительный кусок жизни, мне всегда говорили, что мне надо делать, и я выжила. Неужели сейчас я должна признать, что жизнь прожита не так, как мне казалось?" Не обладая талантом Людмилы Улицкой, я бы не решилась разоблачать иллюзии и раскрывать глаза людям, когда уже поздно переигрывать. Однако какой-то непризнаваемый диссонанс в душе бабушки наличествовал, поскольку говорить-то она про "твердую руку" говорила, а потом сама же и решила пойти и проголосовать за СПС: "Посидели коммунисты на шее хватит".
Ну да ладно, бабушки с дедушками. Какой такой диссонанс случился с согражданами средних и молодых лет, которые в последнее время прямо-таки надулись вдруг открывшейся истиной? Порядок нужен, рука твердая, прописка, все отнять и поделить. Сам, замечу, стоит в кассе "Ашана", в руках ящик пива и два батона сырокопченой плод завоеваний недолгой демократии. Ему пофиг, что он еще может получить при демократии долгой, какие бонусы к пиву, он хочет какого-то неведомого "порядка", теоретически олицетворяемого вождями революции столетней давности и их последователями. Ему кажется, что ему не хватает иерархии и предсказуемости. Приказали пошел, шел два часа заработал суп. Жидкий, но одинаковый. И все расписано от колыбели до могилы.
Явление имеет название "социальный инфантилизм", но его носители термина, как правило, не знают. Поэтому сценарист Аркадий Инин, не смущаясь (ща не 90-е, уже почти "порядок"), страдает по "застою" и цензуре в высокотиражной прессе. Хотя это-то как раз понятно уточню для молодежи. В "брежневские" времена член Союза кинематографистов был большой "шишкой", имел доступ в самый популярный ресторан, легко мог поехать по путевке в Польшу, а иногда даже и в Англию, вступить в жилищный кооператив и спокойно оплатить взнос. Порядок этот ему нравится потому, что он был в то время личностью привилегированной. А ведь, как говорится, лучше быть первым в галльской деревушке, чем последним в Риме. И его вполне устраивает такой расклад у всех одна пара штанов, а у меня две.
Но почему ж, почему ж так колотятся по "порядку" иные прочие, многие люди? До такой степени колотятся, что голосуют за возвращение памятника Дзержинскому на Лубянскую площадь в телепередаче "К барьеру". Лично никому он уже не знаком, а вот документы известны. Психопатическая личность, шокирующая биография (убил сестру), фанатик, наслаждался видом пыток. Зато беспризорников спасал. Между прочим, беспризорники не с неба свалились, а появились в таком количестве именно в результате деятельности Дзержинского со товарищи.
Рассказывая это, я кажусь себе старее Шарля Перро, но я присутствовала на площади тем роскошным вечером, когда памятник сносили. Все чудесатей времена, в которые я рискую дожить до нового пейзажа с каменной шинелью. Здра-с-сьте, Феликс Эдмундыч, давно не виделись!
Мне удивительно, но не страшно. В тот вечер на площади я уже получила какую-то главную прививку от отечественной эпидемии, констатированной еще "доктором" Лермонтовым: "И вы, мундиры голубые, и ты, им преданный народ"... Я так понимаю эту строчку буквально любая российская власть все равно либеральней российского народа... Однако я начала рассказывать про прививку. На плечи монументу, который долгие десятилетия означал порядок страха, забрался парень. Мы все, в толпе на площади, за парня действительно волновались он мог сорваться. Мы ахали, но мы смеялись: "Хватай его за нос! Дери его за уши!" Если чего и страшатся тираны и памятники тиранам так это быть смешными. Они от этого рушатся сами собой. Оставляя рабов их растерянности, свободных людей их воле. Равнодушных на милость тех, кого окажется больше.