Души в кошельке
В Новосибирске запахло скандалом. Повод, на первый взгляд, и выеденного яйца не стоит - мэрия Новосибирска наградила дипломами общественные организации. Только вот есть одна немаловажная деталь: среди структур, обласканных городскими чиновниками, числится и некоммерческое партнерство "КриминонНовосибирск", давно известное своей принадлежностью к сайентологам, которые во многих западных странах считаются тоталитарной сектой.
Подобный скандал в столице Сибири уже не первый. В 90¬е годы, например, новосибирские власти чуть не подписали соглашение с "фронтовой организацией" (так сектанты называют структуры, формально с ними не связанные, но работающие на переднем крае их "миссии") скандально известной, порноцентричной секты "Семья". Теперь городские чиновники "проглядели" сайентологов. Впрочем, это ничуть не удивляет — о Новосибирске давно говорят как об одном из главных мегаполисов страны, где пытаются найти прибежище деструктивные культы. Сект здесь, действительно, больше, чем гделибо. Есть на любой вкус: пришлые из заграницы и свои, доморощенные. Полный набор, как вирусы в коллекции микробиолога.
Лидеров тоталитарных сект манит сюда удобное местоположение города, который для них является отличным плацдармом для продвижения на Восток. Ряды же борцов с сектантами совсем немногочисленны. Единственная известная в городе структура, которая противостоит им, — региональное отделение общественной организации "Центр религиоведческих исследований". Насколько успешно удается справляться с натиском тоталитарных сект, корреспонденту "Известий" Андрею Красикову рассказал руководитель отделения православный протоиерей Александр Новопашин.
Вопрос: Отец Александр, чем опасна сайентология? Почему такой шум вокруг дипломов мэрии?
Ответ: Создатель секты сайентологов или, иначе, учения "Дианетика" с ее филиалами, среди которых и "Криминон", — американский писатель¬фантаст Рон Хаббард. Ему принадлежит высказывание: "Мы открыли ряд новых способов превращать людей в рабов". Судами многих стран Хаббард был признан преступником, а в ряде государств объявлен персоной нонграта. Еще в 1996 г. в обра¬щении Государственной Думы Российской Федерации "К Президенту Российской Федерации об опасных последствиях воздействия некоторых религиозных организаций на здоровье общества, семьи, граждан России" "Церковь сайентологии" классифицирована как деструктивная религиозная организация. Подтверждено ее определение германскими властями как "криминальной коммерческой организации с элементами психотеррора". Она запрещена во многих странах. И неспроста. Во время конференции в Брюсселе в 2006 году руководитель Бельгийской парламентской комиссии по нелегальной деятельности сект известный адвокат Серж Моро заявил: "Сотрудничество сайентологии с ЦРУ США сейчас является практически доказанным фактом". Нужно знать европейцев. Делая заявления, они выверяют каждое слово. Так что сказанному можно верить. У нас в Центре лежит анкета вступающего в ряды сайентологов. Среди множества вопросов есть и такой: связаны ли вы или ваши родственники с разведывательными службами России? Простите, а это им зачем? Им, объявляющим себя последователями некоей философской школы "гуманиста" Рона Хаббарда?
Чтобы расставить все точки над i приведу постановление специальной комиссии австралийского штата Виктория, созданной для расследования подобных организаций: "Сайентология — зло; ее техника и приемы — зло; их применение на практике — серьезная опасность для общества с медицинской, нравственной и социальной точек зрения". И так происходит почти везде, где действует эта секта.
В: Вы говорите: "тоталитарная секта". Что вы вкладываете в это понятие?
О: Тоталитарная секта — это авторитарная организация, лидеры которой, стремясь к власти над своими последователями и их дальнейшей эксплуатации, скрывают свои намерения под религиозными, политико¬религиозными, оздоровительными, образовательными и прочими прикрытиями. А затем — жесткая эксплуатация. И не только духовная. В свое время в Академгородке была очень активна секта с безобидным названием "Семья". Внутри секты проповедовались педофилия и ритуальная проституция. Секта, запрещенная почти во всем мире, преследуемая Интерполом, неплохо себя почувствовала в России и, в частности, в Сибири. Кстати, схема, по которой они проникали везде и всюду, очень напоминала то, что сейчас делают сайентологи. Начинали всегда с безобидного. В начале 90-х годов, в разгар социального кризиса, приходили в школу и говорили о своем желании совершенно безвозмездно помочь материально или, скажем, дать концерт. Взамен — только письмо с благодарностью. Так накапливался пакет документов, которые открывали для секты все новые и новые двери.
Мы обратились к власти, к прессе, к обществу, разоблачая эту секту. Тогда нам удалось остановить "Семью". Они мне угрожали, говорили, что я их оклеветал, предлагали "по-хорошему" замолчать. Но постепенно они сократили свою деятельность в Новосибирске и теперь, по нашим данным, базируются в Красноярске.
Вообще такая ситуация очень характерна. Все секты считают, что о них должны говорить как о покойниках — или хорошо, или ничего. Если не так — следует обвинение в подрыве деловой репутации.
Так что не все приходящие с дарами несут благо. Сейчас, когда чиновники мэрии говорят, что поощрили представителей "Криминона" исключительно за волонтерскую деятельность, хочется спросить — а какого рода эти "волонтеры"? Наградили "за активную социальную позицию". Но в таком случае террористы тоже достойны награды, уж онито очень "социально активны".
В: Какие из ныне действующих в Сибири сект самые опасные?
О: Думаю, что самая опасная та секта, в которую попали ваши близкие. Самая многочисленная — неопятидесятническое "Движение веры". Несмотря на присутствие слов "Христос" и "Евангелие" в их терминологии, это классическая тоталитарная секта.
В Новосибирске действует несколько неопятидесятнических организаций: "Новое поколение", "Слово жизни", "Церковь завета", "Часовня на Голгофе" и др., в Искитиме — "Краеугольный камень". Названия разные, суть одна. Трудно сказать, сколько людей они объединяют в нашем городе. Подсчитать их сложно. Ведь в тоталитарных сектах никто на всю жизнь не остается. Человек нужен там, пока с него есть что взять. Потом его выбрасывают. Вся Новосибирская область покрыта сетью центров по так называемой реабилитации наркозависимых. Фактически многие из них — центры по вербовке новых адептов. С одним из них в конце прошлого года произошел скандал. Трое членов секты сняли частный дом для проживания. Но вскоре их там оказалось гораздо больше — дом использовался как центр для "лечения" наркозависимых. Один из "пациентов" умер. И его не хоронили несколько дней — пытались скрыть факт смерти.
Очень активны "свидетели Иеговы". Любой житель города скажет, что к нему подходили их "возвещатели". Весьма активны последователи корейского проповедника Сан Мен Муна. Вообще всех не перечесть. Кроме названных, широко известных культов есть неоязыческие движения, оккультные. Есть секты, которые регистрируются не как религиозные, а как общественные или экологические организации.
В: Сибирь не одинока в своих проблемах с сектантами. Что из мирового опыта борьбы с сектами применимо у нас?
О: В Европе с проблемой столкнулись уже давно. И меры противодействия принимаются очень серьезные. Передо мной официальный прессрелиз Совета Европы от 29 июня 1999 года. Парламентская ассамблея Совета Европы единогласно приняла рекомендации для своих странчленов. В частности, государственные органы власти призываются поддерживать центры, информирующие о сектах. Включать сведения о традиционных религиях в школьную программу. Также призывают поддерживать неправительственные организации, занимающиеся защитой и реабилитацией жертв сект.
Во Франции и Бельгии действуют парламентские рабочие группы, консультирующие правительство по поводу деструктивных сект и разрабатывающие меры защиты от них. При этом никто не говорит о попрании демократических ценностей.
В: Почему, по-вашему, сектанты отмечены мэрией в качестве волонтеров? Как вообще им удается находить общий язык с органами власти?
О: Случившееся — пример некомпетентности чиновников. Чтобы изучить вопрос или проблему, нужно тратить силы и время. Разобраться в хитросплетениях названий чиновнику сложно. Мы давно предлагаем создать общественную комиссию при органах власти, куда могли бы войти представители традиционных религий, врачипсихиатры, другие специалисты. По крайней мере, те организации, которые претендуют на государственные деньги или на моральное поощрение со стороны власти, должны проходить такую проверку.
Предвижу ваш вопрос о том, что не является ли это попыткой устранить наших конкурентов руками государства. Нет, не является. Нам сектанты не конкуренты. За наших прихожан я спокоен. Жертвами сект становятся люди, лишенные религиозной традиции, если можно так сказать, духовнорелигиозного вкуса. Мы же сталкиваемся с коммивояжерами, которые предлагают нам на улицах некачественные товары. И что? Не берем, научились разбираться. Мы категорически не против права любого человека верить в Рона Хаббарда как "творца миров" или Костю Руднева как "большого шамана Алтая" (Руднев — основатель секты "Школа Шамбалы", прим. "Известий")... Сам Бог даровал человеку свободу выбирать, и как он ей распорядится — дело его совести. Однако никто не имеет права лишать человека этой свободы или ограничивать ее, как это делается в сектах.
p.s. На сайте "КриминонНовосибирск" выложена информация о том, что руководитель этой организации Татьяна Красильникова провела уроки по ОБЖ в школе № 155. Завуч 155-й школы Ольга Иванова подтвердила это, сказав, однако, что педагоги не знали о связи "Криминона" и секты сайентологов. А Игорь Щукин, руководитель Управления общественных связей мэрии, в комментарии "Известиям" заявил, что директор школы должен внимательно относиться к тому, кого пускает к детям. На наш вопрос, не является ли диплом мэрии достаточным основанием для доверия и как быть, если им завладели сектанты, чиновник ясного ответа не дал. Нет ответа и на вопрос, будут ли отозваны дипломы, выданные сайентологам.