Жить не по лжи
Букеровское
Петр Алешковский
Рыба. История одной миграции
М.: Время, 2006. 352 с.
***
Как известно, эпоха постпостмодернизма ввела моду на искреннее высказывание. И с этой точки зрения, роман Петра Алешковского, вышедший в финал Русского Букера, очень современен. История главной героини книги - Веры (она и есть "рыба" - так ее периодически называют окружающие), которая зарабатывает на жизнь тем, что ухаживает за больными, умея при этом лечить наложением рук, - рассказана со всей возможной серьезностью, без лишних оглядок, подмигиваний и кивков в сторону. Вера проходит через трудное детство в Таджикистане, у нее умирает младший сын, уходит в монастырь муж, ей изменяет любимый человек, а она при этом продолжает "жить не по лжи".
Эссе
Филипп Делерм
Счастье. Картины и разговоры
****
Пер. с фр. А. Васильковой
М.: Гаятри, 2006. 128 с.
Делерм исходит из двух тезисов: первый счастье непрочно, второй его можно испытать где угодно и в связи с чем угодно. В коротких эссе в "картинах" и "разговорах" со вкусом и смакованием каждой детали описаны эти самые моменты маленьких "бытовых" радости. Оказывается, что счастьем может быть душистая вспененная корочка на печеных яблоках, два часа одиночества по утрам, пока остальные члены семьи спят, или возможность в дождливую погоду остаться дома и, вдыхая запах горячего кофе, поинтересоваться у близкого человека, купил ли он заварных пирожных.
Non/fiction
Карпенко С.В.
Очерки истории Белого движения на юге России (19171920-е гг.)
М.: Изд-во Ипполитова, 2006. 456 с.
****
Автор этого труда ломает привычный взгляд на "трагедию Белой армии" и "моральное разложение белого тыла". По его мнению, в войнах ХХ века определяющую роль стали играть экономические факторы. С этой точки зрения Карпенко и подходит к изучению истории Белого движения. Иными словами, его интересует не столько стратегия и тактика ведения войны и не моральный облик белого офицера, сколько "условия, в каких воевали на фронте и работали в тылу те, кто выбрал для себя не примирение с большевизмом и не приспособление к нему, а борьбу против него".