Неуважаемые пассажиры
Во времена моего детства автомобиль имел значение нешуточное. Не столько средство передвижения, сколько мерило жизненного успеха. И для того, чтобы не слыть лохами, многие семьи буквально клали жизнь. Нередки были такие диалоги: "Почему Иванов ходит с заплатами на коленях и не обедает в столовой, хотя получает не меньше других?" - "Да они на машину копят, даже детям во фруктах отказывают!"
Это объяснение воспринималось крайне уважительно, хотя процесс накопления порой занимал лет десять. Конечно, когда "Москвич" или "Жигули" воцарялись наконец под окнами, это уже было нечто большее, чем коробка с болтами. "Это" берегли, накрывали тряпочкой и абы куда не ездили. Только летом в деревню к теще туда и обратно... И все же теоретическая возможность избавиться в любой момент от поездки на автобусе как-то возвышала машиновладельца над прочими. А уж если человек при советской власти на общественном транспорте вообще не ездил, это было очень-очень круто. Например, мой первый муж при знакомстве серьезно впечатлил меня тем, что не знал, сколько стоит проезд в метро...
В наши дни автомобиль потерял ореол недоступности, но все равно сохранил функцию статуса. Среди моих знакомых полно людей, которые лучше в пробке три часа простоят, чем в метро двадцать минут проведут. Несолидно. Очевидно, этой же точки зрения придерживаются и те, кто организует работу общественного транспорта. Всякая шелупонь ездит чего с ней церемониться?
На прошлой неделе решили наконец взяться за "маршрутки". И давно пора, знаете ли. В этот вид транспорта впору пускать по предъявлении завещания и расписки, что пассажир осознает последствия. Потому что водитель, как правило, очень темпераментный. Очень. И ногу у него заклинивает на педали газа, и глазки красный цвет игнорируют. Но почему бы не провести эту проверку на конечных остановках? (Могу подсказать места.) Так нет, схватили операторов с телекамерами, включили мигалки и понеслись по федеральной трассе останавливать маршрутное такси. Спору нет, картинка получилась гораздо эффектнее, чем тихо проверить документы. Но пассажиров высадили в грязь на середине пути...
В метро же, замечу, у машинистов в последнее время развилась дивная привычка трамбовать вагоны, отсекая "лишнее". Поскольку народу в метро в последние пару лет прибавилось не по-детски, это начало раздражать работников метрополитена. И вот на многолюдной станции стоит толпа. Хочет войти. Из поезда не меньшая толпа хочет выйти. И если машинисту кажется, что быдло недостаточно расторопно, он без объявления войны резко прихлопывает двери. Для здоровья не опасно, немного больно, но очень обидно.
Опять же лукавый эксперимент нынешнего лета в Москве. Отключили турникеты на пару недель. Бац никто не платит, несознательные. Включим обратно.
На автобусе до моего дома от станции метро ехать пять минут. Однако сначала автобуса нужно дождаться, а потом в него погрузиться. Загрузка на конечной остановке полного двухсекционного автобуса занимает минут двадцать минимум. Очевидно приятнее, хотя и не всегда возможно, бесплатно пройти эти двадцать минут по свежему воздуху.
Кстати, еще об отношении к контингенту. Не знаю, как у вас, а у нас на маршруте водители на пассажиров страшно кричат в микрофон с употреблением ненормативной лексики. Ну это опять-таки, если "стадо" недостаточно понятливо и расторопно...
У каждого, конечно, нервы разной крепости. У меня они плохие плюс болезненное отношение к достоинству личности. Человек, который заплатил за билет, ничем не хуже человека, который заплатил за бензин. Социальная справедливость это вовсе не когда все в автобусе, а когда тот, кто в автобусе, а не в джет-сете, получает свою положенную порцию вежливости. А у нас получается пока, что корректность покупается... Хотя и покупается, конечно.