Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Экономика
Минпромторг РФ подготовил предложения по критериям возвращения западного бизнеса
Мир
В немецком Киле жителей эвакуируют из-за бомбы времен Второй мировой войны
Общество
В аэропорту Домодедово не отменяли рейсы из-за землетрясения в Турции
Экономика
Мишустин заявил о планах по снижению ненефтегазового дефицита в России
Общество
Мишустин поддержал введение льгот по имущественным налогам для участников СВО
Общество
Уголовное дело возбудили после убийства полицейского в Ленинградской области
Мир
В Грузии указали на попытки Зурабишвили продвинуть украинский сценарий
Общество
Нарышкин назвал отвратительным запрет чиновников ЕС на приезд 9 Мая в Москву
Общество
Во Владимирской области сообщили о сохранении детонации снарядов
Происшествия
На Эльбрусе обнаружено тело второго погибшего иностранного туриста
Мир
Вагенкнехт призвала не забывать о роли СССР в войне против нацистской Германии
Пресс-релизы
В Москве наградили победителей фотоконкурса «Мир глазами детей»
Мир
При землетрясении в Стамбуле пострадал 151 человек
Мир
В МИД Польши пообещали поддержать желающих отправить военных на Украину страны НАТО
Мир
Парламент Белоруссии призвал не допустить переписывания истории
Общество
Экс-замглавы Минэнерго приговорили к 1,5 года за злоупотребление полномочиями
Происшествия
Четыре мирных жителя пострадали в ЛНР при обстреле ВСУ

"Московская осень" открывается мировой премьерой

Конец октября - начало ноября - традиционное время заунывных разговоров про современную музыку, поскольку именно в это время уже много лет проходит безразмерный фестиваль Союза композиторов "Московская осень", который воспринимается нашей публикой как горькая и уже даже не очень необходимая таблетка. На сей раз тоже приходится говорить на эту болезненную тему. Однако есть некоторые основания для оптимизма.
4
Стоит ли приобщать ребенка к классической музыке? (фото gettyimages.com)
Выделить главное
Вкл
Выкл

"Боярыня Морозова"

Конец октября - начало ноября - традиционное время заунывных разговоров про современную музыку, поскольку именно в это время уже много лет проходит безразмерный фестиваль Союза композиторов "Московская осень", который воспринимается нашей публикой как горькая и уже даже не очень необходимая таблетка. На сей раз тоже приходится говорить на эту болезненную тему. Однако есть некоторые основания для оптимизма.

Во-первых, "Московская осень" открывается мировой премьерой. Само по себе это ничего не значит, поскольку "Осень" — как раз фестиваль премьер. Зато значит имя сочинителя — Родион Щедрин. Композитор давно живет в Мюнхене, является эксклюзивным автором крупного немецкого издательства Schott, и все у него хорошо. Но летом он написал очередную свою оперу и справедливо посчитал, что лучше ее первый раз исполнить там, где все с детства знают картину Сурикова на соответствующий сюжет.

Пока это лишь концертное исполнение, главный персонаж в котором — консерваторский хор Бориса Тевлина. Хормейстера, которому недавно исполнилось 75 лет, с композитором связывает давняя дружба, так что опера про знаменитую раскольницу получилась деньрожденным ему подарком.

Хоровая партия очень сложна и насыщенна и в сущности заменяет оркестр, которого нет. Из инструментов — только труба и ударные. Из солистов — меццо, сопрано, тенор и бас. В нашем случае — это солистка "Геликона" Лариса Костюк (Феодора Морозова), солистка новосибирской оперы Вероника Джиоева (ее сестра княгиня Урусова), австралиец Эндрю Гудвин (протопоп Аввакум) и солист "Геликона" Михаил Давыдов (царь Алексей Михайлович). Сюжетом нас не удивить, он более-менее известен: анафема, пытки, тюрьма, смерть. Но все равно благодаря музыке и отбору текстов (либретто Щедрин написал сам, основываясь на двух памятниках русской литературы — "Житии протопопа Аввакума" и "Житии боярыни Морозовой, княгини Урусовой и Марьи Даниловой") впечатление вся эта давняя история производит невероятно сильное. 

"Боярыня Морозова" Родиона Щедрина. Большой зал консерватории, 30 октября, 19.00

"Пространство Денисова"

Другое важное событие этой недели, связанное с новой музыкой, уже не имеет отношения к "Московской осени". Это фестиваль "Пространство Денисова", отмечающий 10-летие смерти одного из лидеров позднесоветского авангарда. Фестиваль заканчивается 2 ноября и состоит из четырех концертов. Главный из них пройдет на следующий день после "Боярыни Морозовой" и станет, пожалуй, еще большей неожиданностью для наших мест, чем она.

В его программе, помимо музыки самого Эдисона Денисова, —российские премьеры крупных сочинений Пьера Булеза, Яниса Ксенакиса и Анри Дютийе в исполнении Национального филармонического оркестра России (за пультом — французский маэстро Даниэль Кавка). Ничего подобного у нас уже, кажется, лет 10 не было. Конечно, это уже не музыка сегодняшнего дня, а классика прошлого, ХХ века. Но лучше поздно, чем сами знаете когда.

Фестиваль "Пространство Денисова", Большой зал консерватории, 31 октября — 2 ноября, 19.00

Читайте также
Комментарии
Прямой эфир
Следующая новость
На нашем сайте используются cookie-файлы. Продолжая пользоваться данным сайтом, вы подтверждаете свое согласие на использование файлов cookie в соответствии с настоящим уведомлением и Пользовательским соглашением