Герои смахивают на типажи из учебника
Детектив
****
Луис Альфредо Гарсиа-Роза
Юго-западный ветер
М.: Яуза, Эксмо, 2006. 256 с.
Пер. с порт. А. Богдановского
Следующая книга Гарсиа-Розы о комиссаре полиции Рио-де-Жанейро Эспинозе выдержана в психоаналитическом ключе. 29-летний Габриэль узнает от некоего прорицателя, что до своего тридцатилетия он убьет человека. За два месяца до дня рождения он не выдерживает и рассказывает комиссару о еще не совершенном преступлении. В скором времени убийства и правда происходят - под колесами поезда погибает подруга Габриэля Ольга, и кто-то убивает самого прорицателя. Казалось бы, подобный сюжет требует от автора детальной психологической проработки каждого характера, но герои больше смахивают на типажи из учебника по психоанализу: помешанная на сыне престарелая женщина, мать Габриэля, и сам молодой человек, страдающий эдиповым комплексом.
Автобиографическое
***
Зигмунд Фрейд
Бесстрашие истины
М.: Вагриус, 2006. 512 с.
В этом году исполняется 150 лет со дня рождения Зигмунда Фрейда, и выход книги приурочен к этой дате. С библиографической точки зрения сборник ничем особенно не примечателен почти все тексты уже публиковались в 1990-е годы. Среди них есть как абсолютные хиты вроде "Автобиографии" или статей "О психоанализе", "О сновидении", "По ту сторону принципа удовольствия", "Достоевский и отцеубийство", так и менее известные. Например, переписка с невестой Мартой Бернайс. Если в "Автобиографии" Марте уделено буквально две фразы: "Осенью 1886 года я остался в Вене в качестве врача и женился на девушке, которая больше четырех лет ждала меня в своем далеком городе. Здесь я задним числом могу сказать, что если я не прославился в те молодые годы, то в этом виновата моя невеста", то в письмах Фрейд предстает нежным и заботливым поклонником.
Занимательная физика
*****
Том Тит
Научные забавы
М.: Издательский дом Мещерякова, 2007. 224 с.
Когда я была ребенком, мой отец показал мне фокус с плавающей иголкой. Нужно налить в емкость воды и на тонкой, например газетной, бумаге положить на ее поверхность иголку. Когда бумага намокнет и потонет, иголка останется на плаву, поскольку поверхность воды представляет собой упругую пленку. Этот и еще более сотни физических и химических опытов описаны в книге француза Тома Тита, которую переиздал Дом Мещерякова после почти 70-летнего перерыва.