Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Общество
Куренков поздравил личный состав МЧС с Днем спасателя
Экономика
Приток средств в денежные фонды за год вырос вчетверо
Мир
Президент Ирана 17 января планирует посетить РФ для подписания договора о сотрудничестве
Мир
В сирийской оппозиции заявили о встречах в Анкаре и Дохе с представителями РФ
Экономика
Взаимная торговля между странами ЕАЭС за девять месяцев выросла на 12%
Экономика
Компании начали активно открывать подразделения в регионах
Общество
Синоптики спрогнозировали туман и гололед в Москве 27 декабря
Экономика
Летные испытания импортозамещенных SSJ-100 New пройдут в начале 2025 года
Мир
СМИ сообщили о назначении экс-генсека НАТО главой Бильдебергского клуба
Мир
Советник Трампа заявил о планах высылать мигрантов с родившимися в США детьми
Мир
Хуситы пригрозили скорым ответом Израилю на бомбардировки Йемена
Мир
Около 70 человек на борту затонувшего в водах Марокко судна пропали без вести
Спорт
РФС пожизненно отстранил одного из пяти футболистов за договорные матчи
Мир
Адвокаты президента Южной Кореи посетят заседание об импичменте
Культура
Новый год начнется с выхода фильма-сказки «Финист. Первый богатырь»
Армия
ДПК центра «Патриот» стала лучшей командой пожарных добровольцев в РФ
Общество
Глава Рослесхоза напомнил о штрафах за вырубку новогодних елей
Наука и техника
ИИ обеспечит высокое качество мандаринов на прилавках

Отлил пилюлю

Новая книга Наймана в своем роде уникальна. Во-первых, ее читали все. Во-вторых, она не понравилась никому, примирив критиков из полярных лагерей, которые дружно обругали эти "претенциозные, злобные и мелочные экзерсисы". И даже политик Григорий Явлинский, ознакомившись с текстом в мартовской книжке "Октября", признался, что роман его раздосадовал.
0
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Новая книга Наймана в своем роде уникальна. Во-первых, ее читали все. Во-вторых, она не понравилась никому, примирив критиков из полярных лагерей, которые дружно обругали эти "претенциозные, злобные и мелочные экзерсисы". И даже политик Григорий Явлинский, ознакомившись с текстом в мартовской книжке "Октября", признался, что роман его раздосадовал.

"Я не пишу документальной прозы. Я пишу нечто, похожее на нее", — признался как-то Анатолий Найман. Действительно почти каждая его книга выглядит как мемуарная или псевдомемуарная, с претензией на историческую достоверность (часто в пушкинском смысле — то есть не как было на самом деле, а как могло бы быть, потому что так логичнее). И почти в каждой непременно фигурируют реальные исторические персонажи или герои, чьи прототипы без труда угадываются. Иногда это становится причиной скандала, как это было, например, с романом "Б.Б. и др.".

"О статуях и людях" в этом смысле не исключение. Действие происходит в Питере — "городе, которого не боятся только статуи". Герои книги — скульпторы. Аверкий, которому заказал статую сам Сталин и который думал, не применить ли скарпель и киянку не к граниту, а к телу вождя. Харитон, сразу после войны открывший во Дворце пионеров кружок живописи и ваяния. И его ученики.

В кружок записалось полтора десятка детей. На первом занятии Харитон попросил слепить из пластилина шар. Но так, чтобы он понял, что это шар. Так определились его будущие ученики: Сава Скляр ("врун, болтун и хохотун" — типаж, встречающийся у Наймана практически в каждой книге), выдумывающий себе все новых отцов, а впоследствии предавший настоящего, автор памятника Сталину; его оппонент — Дима Висковатов, который всю жизнь из гипса и глины лепил один сюжет — узкоплечую мужскую фигуру, как потом стало понятно — собственного отца; крестьянский сын Ваня Проклов, работавший с деревом; и единственная девочка — Мария Шошина, дочь скульптора, увлекавшаяся кубизмом.

Найман отмечает лишь опорные точки времени: репрессии конца 40-х, борьба с формализмом, эмиграция — и закольцовывает сюжет женитьбой 52-летнего Савы Скляра на 19-летней внучке Марии Шошиной.

Несмотря на то что речь идет о скульпторах, литературный секретарь Анны Ахматовой Анатолий Найман снова не смог отступить от литературных счетов — и в скульпторах многие увидели поэтов. В частности, только ленивый не угадал в Саве Скляре Евгения Рейна.

Анатолий Найман. О статуях и людях. М.: Вагриус, 2006. — 288 с.

Читайте также
Комментарии
Прямой эфир