Валерий Фокин: "Телевидение позволяет увидеть глаза актера"
Телеканал "Культура" к 250-летию учреждения государственного театра в России представит "Фестиваль императорских театров России", который продлится со 2 сентября по 4 ноября. В программе фестиваля - телеверсии спектаклей Малого и Александринского театров, многие из которых не демонстрировались около тридцати лет. Будут показаны спектакли второй половины прошлого века: "Лес", "Сказки Старого Арбата", "Пучина", "Заговор Фиеско в Генуе" и другие постановки с участием великих актеров Малого и Александринского театров Василия Меркурьева, Игоря Ильинского, Юрия Толубеева, Елены Гоголевой, Николая Симонова. С художественным руководителем Александринского театра Валерием Фокиным встретился Артур Соломонов.
Вопрос: Вы согласны с тем, что телеверсия театрального спектакля особое произведение, существующее по своим законам?
Ответ: С точки зрения просветительской телеверсия полезна - спектакль зафиксирован. Ведь огромная аудитория может увидеть эти постановки только по телевидению. Но в каком виде телезрители посмотрят спектакль? Если он снят с помощью поставленной в центре зала камеры, уровень оказывается очень снижен. Насколько я знаю, спектакли, которые покажут на фестивале, сняты в павильоне, в специальных условиях.
в: Что спектакль теряет, а что приобретает при записи на телевидении?
о: Дыхание теряется. Ощущение, что актеры импровизируют, конечно, тоже утрачивается. Но у зрителя появляется возможность рассмотреть такие актерские планы, которые он бы не смог увидеть из зрительного зала.
Театр это всегда общий план. Но все равно существуют профессиональные приемы, благодаря которым ты словно показываешь событие "крупно". Ведь даже старые мастера Александринского театра в кульминационные моменты спектакля поворачивались в зрительный зал и говорили огромные монологи прямо на публику, нарушая течение действия и словно забывая о партнерах. Князь Волконский, директор императорских театров, страшно возмущался таким поведением актеров. Я читал объяснения некоторых артистов на этот счет они говорили: "мы хотим, чтобы зрители увидели наши глаза".
в: Кроме версий театральных спектаклей существует и целое направление на телевидении, которое в данный момент переживает не лучшие времена, телетеатр.
о: Да, мне очень жаль, что телетеатр сейчас куда-то канул. В 70-е годы был подъем телетеатра в этом жанре работали Анатолий Эфрос, Петр Фоменко, Марк Захаров, Константин Худяков, я... Через театральную условность режиссер создавал особый телевизионный продукт и не кино, и не театр, а именно телетеатр как особое искусство. В телетеатре царит, я бы сказал, условный натурализм. Все снимается в павильоне, съемочная группа не выходит на натуру. У телетеатра гротесковая природа. Сочетание несочетаемого. Например, в моем телеспектакле по Н. Гоголю 1976 года были применены приемы сочетания живой лошади, свиней и других животных в условном павильоне. В телевизионной постановке можно было открыть актера, которого в театральных спектаклях не замечали.
Вот в других странах, например в Польше, традиция телетеатра сохранена. Именитые режиссеры там продолжают ставить телеспектакли и Анджей Вайда, и Кристиан Лупа...
В русле телетеатра в Советском Союзе были сделаны эстетические открытия, созданы замечательные спектакли "Пир во время чумы" Марка Захарова, "Игроки" Романа Виктюка. Можно было подробно ставить роман или повесть, распределять на несколько серий. Телетеатр возродить необходимо, поскольку, повторяю, это особое искусство.
в: Вернемся к фестивалю. Он может дать повод к разговору о том, какие театральные традиции мы должны поддерживать и сохранять, а какие счесть навсегда непригодными? Ведь есть такая хорошая фраза: "Традиции не сохранение пепла, а поддержание огня".
о: Посмотрев спектакли фестиваля, можно попробовать ответить на эти вопросы куда развивается традиция, к чему она пришла? Мастерство "великих" стариков Малого и Александринки Василия Меркурьева, Юрия Толубеева, Елены Гоголевой, Игоря Ильинского, Бориса Бабочкина высочайшего уровня, но, глядя на спектакли с их участием, мы должны иметь в виду и исторический контекст, и перспективы развития нашего театра в будущем. Понятно, что национальная сцена должна взять на себя функцию духовного воспитания. Но как корреспондироваться с новым зрителем? Подкладываться под него? Если завлекать то чем? Мне фестиваль поможет многое прояснить в этих очень серьезных вопросах. В этом случае телевидение может оказать театру неоценимую услугу.