Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
В Одессе отказались переименовывать улицы Жуковского и Бунина
Интернет и технологии
В России разработали виртуального режиссера
Мир
Американский постпред при ООН не упомянула США в контексте бомбардировок Нагасаки
Мир
Белый дом заявил о разработке механизма изъятия замороженных российских активов
Мир
Пентагон сообщил о выделении Украине пакета военной помощи на $1 млрд
Мир
Рябков объяснил недопуск россиян на рейсы из Турции в Мексику давлением США
Мир
В Белом доме заявили о продолжении поставок Киеву тактических ракет ATACMS
Недвижимость
Цены на аренду элитной недвижимости в Москве рекордно выросли
Общество
Родители избитых детей в детсаду будут добиваться увольнения воспитателя
Мир
Небензя назвал целью резолюции США по ядерному оружию в космосе очернение РФ
Мир
Украинцы призывного возраста не смогут получить паспорта за границей
Экономика
Совфед заблокировал проект о запрете спиртного в прикассовой зоне
Мир
Замглавы МИДа Панкин пообещал ответ в случае конфискации активов РФ
Общество
СМИ сообщили о задержании бывшего первого зампреда правительства Подмосковья
Мир
В США допустили отказ от помощи Украине до выборов
Мир
Политкоординатор РФ в СБ ООН указала на политизированность дипломатов США

По заказу лисы Алисы

Генеральный прокурор Юрий Чайка недавно выставил на публичное обозрение обширное ведомственное наследство, доставшесяся ему. Собрав журналистов, он сообщил, что "в правоохранительных органах, в том числе и в прокуратуре, к сожалению, имеют место заказные дела". Заявление Чайки было тотчас же названо сенсационным. Не в том смысле, что о шитье дел на заказ никто в нашем обществе, живущем в эпоху "басманного правосудия", прежде и слыхом не слыхивал. Сенсацией стало другое - то, что о безобразиях в правоохранительной системе поведовал не кто-нибудь, а один из верховных стражей законности. До таких признательных показаний ни один генеральный прокурор доселе не поднимался.
0
публицист Валерий Выжутович
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Генеральный прокурор Юрий Чайка недавно выставил на публичное обозрение  обширное ведомственное наследство, доставшесяся ему. Собрав журналистов, он сообщил, что "в правоохранительных органах, в том числе и в прокуратуре, к сожалению, имеют место заказные дела".

Заявление Чайки было тотчас же названо сенсационным.  Не в том смысле, что о шитье дел на заказ никто в нашем обществе, живущем в эпоху "басманного правосудия",  прежде  и слыхом не слыхивал. Сенсацией стало другое - то, что о безобразиях в  правоохранительной системе поведовал не кто-нибудь, а один из верховных стражей законности. До таких признательных показаний ни один генеральный прокурор доселе не поднимался. Еще, пожалуй, отдает сенсацией хоть и впрямую не артикулированный, но достаточно внятный упрек в адрес прежнего руководства. Критиковать предшественника, перемещенного на другой ответственный пост,  у людей аппаратной выделки не принято.

Не будем преувеличивать степень личной отваги нового генпрокурора. Столь откровенные заявления при всей их кажущейся безоглядности просто так не делаются. Понятно же, что приход Юрия Чайки в главный кабинет здания на Большой Дмитровке означает - в это очень хотелось бы верить - отказ руководства страны от использования прокуратуры в качестве инструмента политики и "регулятора" отношений в бизнесе.

Проверкой  только в одном  Центральном  федеральном округе было выявлено около 20 дел, возбужденных необоснованно.  Кем и по чьим заказам, генпрокурор уточнять не стал. "Работала машина, - сказал он. - Кто-то, видимо, имел какой-то интерес. Будем с этим разбираться". Прокуратура намерена "жестко проанализировать   все возбужденные ранее уголовные дела". "Если они были прекращены незаконно, будем отменять данные решения, а если дело возбуждено без достаточных на то оснований, будем его прекращать", - заверил Юрий Чайка.

В ряду незаконно прекращенных первым номером значится скандальное дело о контрабандных поставках мебели в торговые центры "Три кита" и "Гранд". Давно списанное в архив, оно теперь вернулось в следственное производство. Вернулось еще и туда, куда его прежде кто-то старательно не пускал - в сферу общественного внимания. В нее же направлены и последние заявления Юрия Чайки, предназначение которых - донести до широкой публики "от какого наследства мы отказываемся".

Что ж, нам, кажется,  предстоит увлекательное занятие - наблюдать, как трещит по швам, обнажая белые нитки, и затем обращается в хлам  то одно, то другое громкое дело. Например, дело авиакомпании "Красэйр",  руководство которой обвинялось в мошенничестве. Изучив материалы этого дела, Генпрокуратура пришла к выводу, что оно "носило заказной характер". На днях принято решение о его прекращении за отсутствием состава преступления.

Интересные метаморфозы происходят и с делом рядового Андрея Сычева. Юрий Чайка поручил новому главному военному прокурору Сергею Фридинскому провести служебную проверку  действий Челябинской военной прокуратуры, руководство которой, по показаниям одного из свидетелей, пыталось фальсифицировать материалы этого дела. В подоплеке фальсификации (если суд, проходящий сейчас в Челябинске, установит, что она действительно имела место) - недавнее противостояние прежнего руководства Главной военной прокуратуры с Министерством обороны. Сергей Фридинский заявил: "Я, конечно же, видел все то, что происходило в отношениях Главной военной прокуратуры и Министерства обороны и, надо сказать, никогда не был сторонником этого". По словам Фридинского, Минобороны и Главная военная прокуратура делают одно дело, а потому должны дружить, а не выяснять между собой отношения. О первых плодах этой дружбы, вероятно, красноречивее всего скажет приговор по делу Андрея Сычева.

Не менее любопытно, чем завершится уголовное расследование в отношении руководителей корпорации "Тольятти-Азот" Владимира Махлая и Александра Макарова. Их  обвиняют в уклонении от уплаты налогов, мошенничестве и отмывании денежных средств, полученных преступным путем. Следствие, в частности, считает, что они якобы продавали аммиак по заниженной стоимости. У работников же "Тольятти-Азота", по сему поводу регулярно выходящих на митинги, - иной взгляд на это дело.   Свое понимание его подоплеки они изложили в коллективном обращении к президентскому полпреду: "На нас пытаются оказать силовое давление, нас мучают проверками прокуратура и другие  контролирующие органы. Все это делается для того, чтобы прибрать к рукам наш завод".

Собственно, этим - "прибрать к рукам" чью-то собственность - чаще всего и  объясняется сфокусированное заказчиком пристрастное внимание представителей власти к конкретным бизнесам. О чем,  судя по опросам, прекрасно осведомлена и значительная часть общества. Все же видят, когда и почему карательная машина, до некой поры равнодушная к тем или иным предпринимателям, вдруг принимается перемалывать их с суетливой поспешностью.

Ну что ж, мы  родились и выросли в стране, где сказка становится былью. Он же сначала сказочным был,  тот, обрисованный нам еще в детстве, способ передела собственности при непосредственном участии правоохранительных органов. "Лиса Алиса побежала в ближайшее полицейское отделение. Там в накуренной комнате за столом, закапанном чернилами, густо храпел дежурный бульдог. Лиса самым благонамеренным голосом сказала ему: "Господин мужественный дежурный, нельзя ли задержать одного беспризорного воришку?".  После чего два крутых добермана-пинчера "наехали" на известного владельца золотых монеток. Что было дальше, вы помните сами.

Комментарии
Прямой эфир