"А небо синее, моцАрть!"

Формально 250-летний день рождения Моцарта прошел еще зимой, но одного дня для главного композитора всех времен и народов, конечно, мало. Моцартовский праздник по всему миру (и на российской территории) длится целый год. А сейчас подходит к концу летняя кульминация торжеств на нелюбимой гением родине: знаменитый Зальцбургский фестиваль в этом году показывает все 22 оперы композитора, включая те, о существовании которых не помнят даже музыковеды. О том, чем может удивить оперный Моцарт-2006, рассказывает обозреватель "Недели" Екатерина Бирюкова.
Время снимать парики, и не только
В отличие от наших сцен для западных Моцарт всегда был одним из обязательных блюд. Так что, когда в оперной режиссуре наступила пора сменить парики и латы на офисные костюмы и мини-юбки, то Моцарт попался под руку одним из первых ведь что же еще опровергать и переосмысливать, как не хрестоматийные ценности.
Поставленную в этом году в Большом "Волшебную флейту", которую английский режиссер Грэм Вик населил персонажами в джинсах и противогазах, у нас сочли непростой для восприятия в первую очередь потому, что никто не помнит, в чем в этой опере, собственно, дело. Но вообще-то чернокожие обитатели Гарлема Дон Жуан с Лепорелло или служащие нью-йоркского гостиничного небоскреба Фигаро с Сюзанной это уже классика 15-летней давности, сделанная режиссером Питером Селларсом. Кто не видел этих постановок живьем, можно купить в записи.
Сейчас все сложнее представить, как именно можно удивить Моцартом. Тем не менее юбилейный сезон показал, что не все еще ресурсы исчерпаны. Парижская опера, например, обратилась за помощью к знаменитым кинорежиссерам. В этом году ее репертуар пополнился операми "Так поступают все женщины" в постановке Патриса Шеро и "Дон Жуаном" Михаэля Ханеке...
Анна Нетребко ушла от Дона Жуана к Фигаро
Супербуржуазный с виду Зальцбург, который в послекараяновскую эпоху превратился в главного оперного хулигана, уже несколько лет готовился к штурму своей главной святыни Моцарта и постепенно копил постановки его опер. Так что главный его юбилейный козырь это цифра 22: ровно столько опер Моцарта можно было посмотреть на фестивале этим летом.
Одно из главных моцартовских названий "Дон Жуан" здесь было доверено еще четыре года назад уважаемому дирижеру Николаусу Арнонкуру и молодому смельчаку-режиссеру Мартину Кушею. Результатов оказалось сразу два.
Во-первых, получился очень выразительный и осмысленный спектакль, в котором череда молодых красавиц в нижнем белье сменялась страшными, расплывшимися старухами в трусиках стринг. Эта находка, трудно представимая в нашем оперном пространстве, нужна была вовсе не для того, чтобы шокировать (хотя все равно шокированные чем-нибудь зрители найдутся всегда): она лишь приоткрывала дверку в потустороннее (кто сказал, что оно приятно глазу?), с которым заигрывает Дон Жуан.
И во-вторых, именно с этого спектакля началась феерическая слава Анны Нетребко, спевшей там Донну Анну.
В этом году "Дон Жуан" идет в Зальцбурге уже без нее, а специально для гламурной дивы режиссером Клаусом Гутом поставлен еще один моцартовский хит "Свадьба Фигаро". Там обходится без голых тел, но застегнутая на все пуговицы Нетребко в роли Сюзанны в белом фартучке горничной еще соблазнительнее, чем обычно...
В каком серале жизнь веселей?
Вообще же, раздеваться или не раздеваться на сцене этот вопрос остро стоит только перед нашей оперой, где подобными ходами режиссер рапортует о своей незашоренности. Характерный пример "Так поступают все женщины" в Московском театре имени Станиславского и Немировича-Данченко в постановке Александра Тителя: сцена с главными героинями в лифчиках ничего не прибавляет к общей и без того трогательной атмосфере военно-полевого романа, в которую режиссер поместил моцартовских героев.
Для Запада же банальное раздевание совершенно нормальное, а вовсе не страшное дело. Самой скандальной моцартовской постановкой Зальцбурга этого года стало "Похищение из сераля" Стефана Херхайма но все-таки не потому, что спектакль начинается с появления Адама и Евы, а потому, что там весь сюжет переписан безо всякого почтения к авторам оперы.
Пожалуй, единственный режиссер, которому удалось в этом моцартовском сезоне по-настоящему шокировать публику голым человеческим телом, был испанец Каликсто Бието. Это на сегодня главный провокатор на оперной сцене, его называют "каталонским головорезом", и есть за что. На его спектаклях, уж не знаю, с помощью каких бутафорских средств, рекой льются кровь и сперма, а сами спектакли приближаются по силе и неприятности воздействия к актуальному искусству.
Вклад Бието в моцартовский марафон "Похищение из сераля" в берлинской Komische Oper, действие которого перенесено в бордель, очень натуралистично предлагающий все, даже самые извращенные виды сексуальных услуг, вплоть до членовредительства. Самое удивительное, что на музыкальном качестве спектакля (за пультом наш соотечественник Кирилл Петренко) это все никак не отражается.
Про то, что Моцарт-2006 это еще и музыка, никто не забывает.