Перейти к основному содержанию
Прямой эфир

Парта под солнцем

Летние каникулы - самые длинные и самые беззаботные. Но есть одаренные школьники, которым учеба и летом не в тягость, и для них давно уже существуют традиционные летние школы. Это и химическая школа "Химера", и "Современная математика", и Летняя экологическая школа, и Лагерь победителей московских олимпиад в Херсоне. Мы расскажем о нескольких летних школах, которые совмещают отдых и учебу с неформальным общением с ведущими учеными.
0
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Летние каникулы - самые длинные и самые беззаботные. Но есть одаренные школьники, которым учеба и летом не в тягость, и для них давно уже существуют традиционные летние школы. Это и химическая школа "Химера", и "Современная математика", и Летняя экологическая школа, и Лагерь победителей московских олимпиад в Херсоне.

Мы расскажем о нескольких летних школах, которые совмещают отдых и учебу с неформальным общением с ведущими учеными, молодыми кандидатами наук и студентами, которые являются самыми большими авторитетами для школьников.

Лингвистическая школа в Дубне: играем словами

Летняя лингвистическая школа Объединенного института ядерных исследований проходит с 1992 года. Туда может попасть любой школьник, увлеченный лингвистикой. В основном это победители олимпиад, участники кружков. В этом году на 10 дней приехали 40 школьников, самым младшим был шестиклассник.

Летняя лингвистическая школа — авторский проект, во главе которого стоят директор Института лингвистики РГГУ Максим Кронгауз и доцент этого вуза Елена Муравенко.

— Главная наша задача,— говорит Максим Кронгауз, — в том, чтобы показать детям, что такое лингвистика: какие в ней есть области, проблемы... И по возможности заинтересовать их. Например, у нас есть курсы по древним языкам. Причем это не обучение языку, а рассказ об интересных сторонах того или иного языка; о том, какая культура им формируется.

В этом году в Дубне прошли лекции и семинары о латыни, древнегреческом, китайском, японском и айнском языках (айны живут в Японии, но их язык уже вымер). В Летней школе много внимания уделяется и русскому языку. Мы хотим показать, что в нем тайн не меньше, а даже больше, чем в экзотических языках.

День проходит так: утром две лекции, а после обеда — 4 семинара. В промежутках плавание и футбол, а вечером — игры и лингвистические конкурсы: решение задач, ребусов; стандартные игры для эрудитов и лингвистические игры, в которых нужно что-то делать со словами, с текстами. Все это весело и полезно: детям становится понятно, как можно играть со словами и как это интересно. 

В Дубне проходили дискуссии, например, о популярной сегодня в интернете сознательной порче орфографии, так называемом "языке падонков". В результате все пришли к выводу, что это, с одной стороны, игра, причем игра людей грамотных. Но поскольку в это вливается огромное количество неграмотных людей и кроме сознательной порчи происходит и бессознательная, то все вместе это оказывает негативное влияние, снижает уровень грамотности (особенно учитывая тот факт, что дети все чаще знакомятся с языком не из книжек, а через интернет).

В Летней школе занимаются и другими гуманитарными дисциплинами — от литературоведения до истории. Хотя не обходят стороной и математику, которая для лингвиста — весьма важный инструмент.

— Летние школы помогают формированию интеллектуальной научной среды с очень широким кругом интересов и возможностями взаимообмена, — говорит Максим Кронгауз. — В этом году в Дубну приезжали бывшие участники школы, поступившие в МГУ на мехмат, физфак и факультет вычислительной математики и кибернетики.

Так происходят взаимообмен и взаимообогащение носителей разных видов научного знания. Мы создаем культурно-профессиональную среду, которая существует не только в течение этих 10 дней: общение продолжается на разных уровнях — и возрастных, и научных.

Экологическая школа в Пскове: наносим на карту соловьиные трели

Вот уже 17 лет на базе какой-нибудь сельской школы в течение месяца проходят занятия Летней экологической школы. А рядом, в лесу, разбивается палаточный лагерь со всеми вытекающими "последствиями": готовкой на кострах, походами. В этом году летняя экологическая школа пройдет в Псковской области. Здесь все, как в вузе: существуют отделения — биологическое, гуманитарное, математическое, физическое, медицинское, социальных наук.

Чтобы попасть в Летнюю школу, нужно выдержать конкурс. Его объявляют на олимпиадах по разным предметам. В итоге конкурс в школу, как в институтах, — 3—5 человек на место. На биологическом отделении собеседование состоит из трех частей: сначала нужно заявить свою область интересов и поговорить о ней, затем выдержать собеседование по школьной программе, а в конце решить тестовые задачки.

На биологическое отделение попадают школьники, закончившие 5-й класс. Остальные принимают к себе ребят постарше. Суммарно в школе оказывается порядка 200—300 человек со всей страны. Среди преподавателей — сотрудники МГУ, московских НИИ, студенты: обычно 70—90 человек.

Распорядок дня такой: обязательные 4 урока (у 5—6-классников — 2 ). Остальное время занято факультативами. Их примерно 60.  Лекционно-семинарские занятия проходят в школе. Но есть и полевые исследования.

Простейший вариант полевых занятий такой: преподаватель показывает группе разные биотопы (луг, лес, болото). Они обсуждают, как эти биотопы изменяются со временем. Например: водоем, озеро постепенно превращаются в болото, а кончается все лугом. Ребята наблюдают разные стадии этих процессов. Или орнитолог ведет группу по какому-то маршруту, и они пытаются узнавать голоса птиц и понять, какие птицы живут в этих местах. А попутно составляют карту гнездовий.

В середине месяца в Летней школе — пятидневный полевой цикл. Часть школьников отправляются в поход: биологи занимаются растениями или животными, гуманитарии собирают фольклор. А будущие молекулярные биологи работают в лабораториях.

После окончания Летней школы дети сдают экзамены по прослушанным курсам. "Летняя школа — это напряженная работа (по количеству занятий), — рассказывает куратор биологического отделения, многолетний директор школы Игорь Окштейн. — Все построено на факультативных занятиях. Общий лозунг такой: лучший отдых — это смена деятельности. Есть даже факультативы по футболу и плаванию, и их ведут профессионалы".

На вопрос о том, какой эффект дают Летние школы, Игорь Окштейн ответил так: "Во-первых, дети довольно хорошо поступают в вузы: например, на биофак МГУ поступает 70—75% наших школьников. Кроме того, они начинают занимать первые места на олимпиадах. И главное — ребята имеют фору во времени: к первому курсу они много знают".

Математическая школа в Дубне: решаем прямо на качелях

Школа "Современная математика" уже в шестой раз проходит на базе Института ядерных исследований в Дубне. Нельзя сказать, где начинается лекция, семинар, а где кончается футбол.

Вот на зарядку ребят выводит Аркадий Скопенков, лауреат премии Европейского Академии для молодых ученых. Только что ему забил гол член-корреспондент РАН Иван Панин, а перед этим он плавал в реке с академиком Владимиром Арнольдом. Часом же раньше классную подачу в волейболе провел доктор наук Максим Казарян, получивший в прошлом году премию за лучшую математическую работу.

Школа "Современная математика" собрала 80 московских школьников и 40 ребят со всей России и СНГ (при поддержке фонда "Династия"). Для них математика — удовольствие и форма существования. Именно здесь можно увидеть детей, качающихся на качелях и обсуждающих алгебраические проблемы.

День строится так: одна-две пленарные лекции и 3—4 семинара на выбор. Результат — научная работа. 

— Школа "Современная математика" рассчитана на школьников 10—11 классов, — рассказывает проректор по работе с одаренными детьми Московского института открытого образования Иван Ященко. — Параллельно с ними работают студенты первого и второго курсов. Есть и специальная олимпиадная группа для школьников 9-го класса: их одновременно учат и "олимпиадной" математике, и настоящей. Дело в том, что олимпиадная математика требует особых качеств (там нужно быстро решать задачи, чего не требуется в науке).

Бессменным лектором школы является академик Владимир Арнольд, человек, во многом определяющий развитие мировой математики. Он живет здесь во время работы школы. Важно, что ведущие ученые не играют с детьми в математику, а на равных с ними работают. Академик Арнольд предлагает детям попробовать решить "нерешенные задачи". Из этого возникают серьезные публикации.

Многие участники школы потом побеждают на олимпиадах, поступают в ведущие вузы и выбирают в качестве научных руководителей молодых ученых, с которыми познакомились на "Современной математике".

Среди лекторов летней школы — яркие молодые математики, которые были слушателями первых школ. Например, Таня Кутузова,  Юра Кудряшов, Володя Доценко.

Комментарии
Прямой эфир