Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Латвия объявила Россию страной — «спонсором терроризма»
Экономика
Пушков не нашел причин возобновлять поставки газа «недружественной» Болгарии
Экономика
В Венгрии подтвердили возобновление прокачки нефти по «Дружбе»
Общество
Парламентарии предложили повысить МРОТ до 30 тыс. рублей
Армия
Российские десантники осуществили захват опорного пункта ВФУ
Мир
МИД РФ назвал обстрелы ЗАЭС со стороны ВСУ актом ядерного терроризма
Мир
Боррель призвал европейцев быть готовыми «заплатить» за поддержку Украины
Армия
Опубликованы кадры работы вертолетов Ми-28 в ходе спецоперации РФ
Мир
Турция отказалась подключаться к санкциям против РФ в области энергетики
Экономика
Молдавия договорилась об аудите долга перед «Газпромом» с двумя компаниями
Мир
Politico призвало Зеленского признать факты преступлений ВСУ
Мир
Германии предсказали проблемы из-за пересохшего Рейна

Парта под солнцем

Летние каникулы - самые длинные и самые беззаботные. Но есть одаренные школьники, которым учеба и летом не в тягость, и для них давно уже существуют традиционные летние школы. Это и химическая школа "Химера", и "Современная математика", и Летняя экологическая школа, и Лагерь победителей московских олимпиад в Херсоне. Мы расскажем о нескольких летних школах, которые совмещают отдых и учебу с неформальным общением с ведущими учеными.
0
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Летние каникулы - самые длинные и самые беззаботные. Но есть одаренные школьники, которым учеба и летом не в тягость, и для них давно уже существуют традиционные летние школы. Это и химическая школа "Химера", и "Современная математика", и Летняя экологическая школа, и Лагерь победителей московских олимпиад в Херсоне.

Мы расскажем о нескольких летних школах, которые совмещают отдых и учебу с неформальным общением с ведущими учеными, молодыми кандидатами наук и студентами, которые являются самыми большими авторитетами для школьников.

Лингвистическая школа в Дубне: играем словами

Летняя лингвистическая школа Объединенного института ядерных исследований проходит с 1992 года. Туда может попасть любой школьник, увлеченный лингвистикой. В основном это победители олимпиад, участники кружков. В этом году на 10 дней приехали 40 школьников, самым младшим был шестиклассник.

Летняя лингвистическая школа — авторский проект, во главе которого стоят директор Института лингвистики РГГУ Максим Кронгауз и доцент этого вуза Елена Муравенко.

— Главная наша задача,— говорит Максим Кронгауз, — в том, чтобы показать детям, что такое лингвистика: какие в ней есть области, проблемы... И по возможности заинтересовать их. Например, у нас есть курсы по древним языкам. Причем это не обучение языку, а рассказ об интересных сторонах того или иного языка; о том, какая культура им формируется.

В этом году в Дубне прошли лекции и семинары о латыни, древнегреческом, китайском, японском и айнском языках (айны живут в Японии, но их язык уже вымер). В Летней школе много внимания уделяется и русскому языку. Мы хотим показать, что в нем тайн не меньше, а даже больше, чем в экзотических языках.

День проходит так: утром две лекции, а после обеда — 4 семинара. В промежутках плавание и футбол, а вечером — игры и лингвистические конкурсы: решение задач, ребусов; стандартные игры для эрудитов и лингвистические игры, в которых нужно что-то делать со словами, с текстами. Все это весело и полезно: детям становится понятно, как можно играть со словами и как это интересно. 

В Дубне проходили дискуссии, например, о популярной сегодня в интернете сознательной порче орфографии, так называемом "языке падонков". В результате все пришли к выводу, что это, с одной стороны, игра, причем игра людей грамотных. Но поскольку в это вливается огромное количество неграмотных людей и кроме сознательной порчи происходит и бессознательная, то все вместе это оказывает негативное влияние, снижает уровень грамотности (особенно учитывая тот факт, что дети все чаще знакомятся с языком не из книжек, а через интернет).

В Летней школе занимаются и другими гуманитарными дисциплинами — от литературоведения до истории. Хотя не обходят стороной и математику, которая для лингвиста — весьма важный инструмент.

— Летние школы помогают формированию интеллектуальной научной среды с очень широким кругом интересов и возможностями взаимообмена, — говорит Максим Кронгауз. — В этом году в Дубну приезжали бывшие участники школы, поступившие в МГУ на мехмат, физфак и факультет вычислительной математики и кибернетики.

Так происходят взаимообмен и взаимообогащение носителей разных видов научного знания. Мы создаем культурно-профессиональную среду, которая существует не только в течение этих 10 дней: общение продолжается на разных уровнях — и возрастных, и научных.

Экологическая школа в Пскове: наносим на карту соловьиные трели

Вот уже 17 лет на базе какой-нибудь сельской школы в течение месяца проходят занятия Летней экологической школы. А рядом, в лесу, разбивается палаточный лагерь со всеми вытекающими "последствиями": готовкой на кострах, походами. В этом году летняя экологическая школа пройдет в Псковской области. Здесь все, как в вузе: существуют отделения — биологическое, гуманитарное, математическое, физическое, медицинское, социальных наук.

Чтобы попасть в Летнюю школу, нужно выдержать конкурс. Его объявляют на олимпиадах по разным предметам. В итоге конкурс в школу, как в институтах, — 3—5 человек на место. На биологическом отделении собеседование состоит из трех частей: сначала нужно заявить свою область интересов и поговорить о ней, затем выдержать собеседование по школьной программе, а в конце решить тестовые задачки.

На биологическое отделение попадают школьники, закончившие 5-й класс. Остальные принимают к себе ребят постарше. Суммарно в школе оказывается порядка 200—300 человек со всей страны. Среди преподавателей — сотрудники МГУ, московских НИИ, студенты: обычно 70—90 человек.

Распорядок дня такой: обязательные 4 урока (у 5—6-классников — 2 ). Остальное время занято факультативами. Их примерно 60.  Лекционно-семинарские занятия проходят в школе. Но есть и полевые исследования.

Простейший вариант полевых занятий такой: преподаватель показывает группе разные биотопы (луг, лес, болото). Они обсуждают, как эти биотопы изменяются со временем. Например: водоем, озеро постепенно превращаются в болото, а кончается все лугом. Ребята наблюдают разные стадии этих процессов. Или орнитолог ведет группу по какому-то маршруту, и они пытаются узнавать голоса птиц и понять, какие птицы живут в этих местах. А попутно составляют карту гнездовий.

В середине месяца в Летней школе — пятидневный полевой цикл. Часть школьников отправляются в поход: биологи занимаются растениями или животными, гуманитарии собирают фольклор. А будущие молекулярные биологи работают в лабораториях.

После окончания Летней школы дети сдают экзамены по прослушанным курсам. "Летняя школа — это напряженная работа (по количеству занятий), — рассказывает куратор биологического отделения, многолетний директор школы Игорь Окштейн. — Все построено на факультативных занятиях. Общий лозунг такой: лучший отдых — это смена деятельности. Есть даже факультативы по футболу и плаванию, и их ведут профессионалы".

На вопрос о том, какой эффект дают Летние школы, Игорь Окштейн ответил так: "Во-первых, дети довольно хорошо поступают в вузы: например, на биофак МГУ поступает 70—75% наших школьников. Кроме того, они начинают занимать первые места на олимпиадах. И главное — ребята имеют фору во времени: к первому курсу они много знают".

Математическая школа в Дубне: решаем прямо на качелях

Школа "Современная математика" уже в шестой раз проходит на базе Института ядерных исследований в Дубне. Нельзя сказать, где начинается лекция, семинар, а где кончается футбол.

Вот на зарядку ребят выводит Аркадий Скопенков, лауреат премии Европейского Академии для молодых ученых. Только что ему забил гол член-корреспондент РАН Иван Панин, а перед этим он плавал в реке с академиком Владимиром Арнольдом. Часом же раньше классную подачу в волейболе провел доктор наук Максим Казарян, получивший в прошлом году премию за лучшую математическую работу.

Школа "Современная математика" собрала 80 московских школьников и 40 ребят со всей России и СНГ (при поддержке фонда "Династия"). Для них математика — удовольствие и форма существования. Именно здесь можно увидеть детей, качающихся на качелях и обсуждающих алгебраические проблемы.

День строится так: одна-две пленарные лекции и 3—4 семинара на выбор. Результат — научная работа. 

— Школа "Современная математика" рассчитана на школьников 10—11 классов, — рассказывает проректор по работе с одаренными детьми Московского института открытого образования Иван Ященко. — Параллельно с ними работают студенты первого и второго курсов. Есть и специальная олимпиадная группа для школьников 9-го класса: их одновременно учат и "олимпиадной" математике, и настоящей. Дело в том, что олимпиадная математика требует особых качеств (там нужно быстро решать задачи, чего не требуется в науке).

Бессменным лектором школы является академик Владимир Арнольд, человек, во многом определяющий развитие мировой математики. Он живет здесь во время работы школы. Важно, что ведущие ученые не играют с детьми в математику, а на равных с ними работают. Академик Арнольд предлагает детям попробовать решить "нерешенные задачи". Из этого возникают серьезные публикации.

Многие участники школы потом побеждают на олимпиадах, поступают в ведущие вузы и выбирают в качестве научных руководителей молодых ученых, с которыми познакомились на "Современной математике".

Среди лекторов летней школы — яркие молодые математики, которые были слушателями первых школ. Например, Таня Кутузова,  Юра Кудряшов, Володя Доценко.

Читайте также
Реклама
Комментарии
Прямой эфир