Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Зеленский предложил министру цифровой трансформации Федорову возглавить минобороны
Происшествия
Омбудсмен Херсонской области рассказал подробности теракта ВСУ в Хорлах
Мир
В Мексике при землетрясении магнитудой 6,5 пострадали 12 человек
Происшествия
Пострадавшего в Хорлах ребенка планируют перевезти из Симферополя в Москву
Армия
Силы ПВО за шесть часов сбили 11 беспилотников ВСУ над регионами России
Мир
На Украине задержали почти 13 тыс. мужчин за попытки незаконно пересечь границу
Общество
Число погибших при атаке ВСУ на Хорлы увеличилось до 28
Мир
Посольство РФ призвало россиян в Иране соблюдать меры безопасности
Мир
Минобороны РФ заявило о попытке Киева фейками отвлечь внимание от теракта в Хорлах
Общество
Соцфонд назначил семь пенсий семьям погибших при теракте в Хорлах
Общество
Умер российский актер Андрей Хорошев
Спорт
Российский вратарь ПСЖ Матвей Сафонов будет восстанавливаться 5–6 недель
Мир
Буданову предложили возглавить офис президента Украины. Пять фактов о начальнике ГУР
Мир
Bloomberg сообщило о росте состояния богатейших россиян в 2025 году
Мир
Эстония запретила въезд священнику РПЦ якобы по соображениям безопасности
Мир
Президент Мексики прервала встречу с журналистами из-за землетрясения
Мир
Маск анонсировал начало массового производства мозговых имплантов в 2026 году

Драматург и режиссер Николай Коляда: "Перед спектаклем мы кормим зрителей борщом"

Николай Коляда: Я очень хорошо знаю репертуар театра "Современник" - это традиционный русский реалистический театр в хорошем смысле слова. Поэтому, чтобы не шокировать своим остросовременным "Ревизором", "Клаустрофобией", где действие происходит в тюрьме, и таким же страшноватым "Землемером", мы решили их показать в Центре Мейерхольда. Сейчас я написал специально для "Современника" пьесу под названием "Старая зайчиха". Надеюсь, ставить будет Галина Борисовна, играть - Дорошина и Гафт.
0
Николай Коляда — актер, режиссер и драматург (фото: Анна Савелькина)
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

В Москву на гастроли приезжал екатеринбургский "Коляда-театр". Николай Коляда — актер, режиссер и драматург. Его пьесы идут по всему миру, спектакли в его постановке получают премии. С Николаем Колядой встретился специальный корреспондент "Известий" Артур Соломонов.

известия: По какому принципу вы отбирали спектакли и распределяли их по разным сценам — "Современник" и Центр имени Мейерхольда?

Николай Коляда: Я очень хорошо знаю репертуар театра "Современник" - это традиционный русский реалистический театр в хорошем смысле слова. Поэтому, чтобы не шокировать своим остросовременным "Ревизором", "Клаустрофобией", где действие происходит в тюрьме, и таким же страшноватым "Землемером", мы решили их показать в Центре Мейерхольда.

Сейчас я написал специально для "Современника" пьесу под названием "Старая зайчиха". Надеюсь, ставить будет Галина Борисовна, играть - Дорошина и Гафт. Жутко смешная пьеса...

известия: Сами себя хвалите?

Коляда: Ну правда смешная! Я ее, кстати, уже потихоньку ставлю в своем театре.

известия: Ваш театр полтора года назад хотели лишить здания — приходили люди в масках, милиция. Это продолжается?

Коляда: Да. Это длится уже полтора года, выматывает все нервы, силы. Приходишь на репетицию и видишь полное фойе милиционеров, которые с меня и с артистов начинают брать показания. Или какой-то дядя приходит, срывает афиши, угрожает пригнать три "КамАЗа" и "выкинуть наше барахло на помойку".

известия: У вас такое финансово значимое помещение?

Коляда: Там хотят сделать казино или ночной клуб и не скрывают этого. Здание находится в центре города, на улице Ленина.

известия: Как вы относитесь к театральной реформе, о которой все говорят?

Коляда: Да никак. Она не коснется частных театров, каким является "Коляда-Театр". Мы ведь работаем на самоокупаемости. В месяц мы играем 24 спектакля, а с выездами — 50. Мы играем на днях рождения детей "новых русских": ребенок сначала смотрит спектакль со своими друзьями, а потом два-три клоуна их развлекают. Стоит такое удовольствие 6 тысяч рублей. А артисты у нас получают от 3 до 5 тысяч рублей в месяц. Мы всем занимаемся сообща — правда, не знаю, на сколько нас хватит. Вот играем спектакль "Ревизор" в грязи. Потом сцену надо мыть, а уборщицы вечером нет. Мы закатываем рукава, и актеры, игравшие Хлестакова, Городничего, Марью Антоновну, моют полы. И никто не интересуется: "А сколько я за это получу?" Это наше общее дело.

известия: А ваши коллеги, которых финансируют из бюджета, не митингуют, не боятся перемен?

Коляда: Наш академический театр играет спектаклей 15 в месяц, все остальное время сдает помещение московским антрепризам. Благодаря этому актеры получают от 15 до 30 тысяч рублей. Это очень неплохо. Если будет реформа, их заставят придумывать что-то новое. А пока они живут как герои "Вишневого сада", не имея для этого никаких оснований.

Нам же приходится придумывать самые разные акции, чтобы привлечь зрителя. Возле театра есть будка, которая называется "Колядоскоп-Театр". Иногда актеры устраивают там маленькие импровизированные кукольные спектакли для прохожих. И я сидел не раз в этой будке, играл такие спектакли. Рядом с театром — "Коляда-Сад", где можно на деревьях завязывать разноцветные ленточки, загадывая при этом желание. Иногда перед началом спектакля мы кормим зрителей борщом. Я сам варю дома борщ в двух больших кастрюлях, приношу в театр, разливаю. Зрителям очень нравится. Это называется "Суп-театр" и проходит два раза в месяц. Подумайте, ведь это неплохо: сходить в театр и заодно борща поесть.

известия: Вокруг вас столько афиш. Это все ваши постановки?

Коляда: Все мое. Все я. Вот афиша "Карлсона". Сказку я написал.

известия: А я думал, Астрид Линдгрен.

Коляда: Она только помогала. Думаете, от хорошей жизни я стал сказочником? Чтобы не платить авторские. Также я написал "Золушку" и "Старика Хоттабыча", чтобы наш театр мог жить детскими спектаклями и не платить держателям авторских прав.

известия: В одной статье вы рассказывали, что в 90-е годы, когда получили стипендию в Германии и смогли жить спокойно, несколько месяцев не отходили от компьютера и написали около двадцати пьес.

Коляда: Это было прекрасно. Много еды. Природа. Покой. Роскошный замок. Я начал писать без перерыва.

известия: То есть все эти пьесы уже были заранее обдуманы?

Коляда: Вы полагаете, я что-то обдумываю? Зря. Я просто сажусь и пишу. Листаю записную книжку, нахожу маленький сюжетик. Заплакал, засмеялся, и — пошло-поехало... Ведь так и возникла пьеса "Старая зайчиха", которую будет репетировать Волчек. Мне рассказала одна знакомая артистка, как ее и нескольких других актеров пригласили в город Когалым изображать этническую группу из Африки. В полной тайне они приехали в Когалым, в гостинице им было запрещено разговаривать с кем бы то ни было. Весь город был оклеен афишами, что приезжают африканцы. После концерта к актерам подъехал "Кадиллак", увез их на вокзал, каждому дали по десять тысяч рублей и сказали: "Если расскажете кому-нибудь об этом — убьем"... Когда подумаешь, как много актеров, которые играли всю жизнь каких-то зайчиков, чебурашек, вкладывали в это душу, не спали ночами... Жалко их, но необходимо им говорить, что они проживают жизнь впустую, занимаясь чепухой.

известия: А зачем об этом говорить?

Коляда: Они должны ощущать себя не провинциальными артистами, которые хотят получить "Золотую маску", а художниками. Зайчиков играть всем приходится, и к этому надо относиться честно, но нельзя думать, что это вершина художественной жизни.

известия: Ваш характер должен приносить вам немало проблем.

Коляда: Я со всеми ругаюсь. В городе Екатеринбурге нет ни одного человека, с которым бы я когда-либо не поругался. Недавно было вручение премии "Браво", и в который раз мы ее получили. И весь театральный бомонд Екатеринбурга смотрел на меня с ненавистью. Я сказал: "Я понимаю, что меня очень много. Но потерпите еще немножко".

известия: Популярные драматурги братья Пресняковы тоже ваши ученики, как и Василий Сигарев и Олег Богаев?

Коляда: Нет. Когда я пришел работать главным редактором в журнал "Урал", мы сделали молодежный номер, где опубликовали произведения Пресняковых. Потом ко мне пришел Олег Пресняков и попросил: "Николай Владимирович, можно мы везде будем называться вашими учениками?" — "Пожалуйста! Мне не жалко".

Читайте также
Комментарии
Прямой эфир