Перейти к основному содержанию
Прямой эфир

Эффект невзорвавшейся гранаты

IX съезд композиторов России начался с гранаты, найденной на сиденье автомобиля председателя СК Владислава Казенина, и закончился его практически единодушным (1 голос против, 6 воздержавшихся) переизбранием на очередной срок. Связь между этими двумя событиями не исключается. В отличие от предыдущего и уж тем более от основательных съездов советских времен, этот длился всего два дня.
0
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

IX съезд композиторов России начался с гранаты, найденной на сиденье автомобиля председателя СК Владислава Казенина, и закончился его практически единодушным (1 голос против, 6 воздержавшихся) переизбранием на очередной срок. Связь между этими двумя событиями не исключается. 

В отличие от предыдущего и уж тем более от основательных съездов советских времен, этот длился всего два дня. Он проходил в музее Глинки и сопровождался фестивалем "Панорама музыки России". В первый день состоялось открытое заседание для всех желающих, где, в основном, делились воспоминаниями об основателе Союза Дмитрии Шостаковиче (его 100-летие отмечается в этом году). Во второй день заседание назвали "закрытым", посторонних по мере возможности выгнали и без всяких осложнений выбрали нового председателя.

Им вновь стал 68-летний Владистав Казенин, находящийся на этом посту с 1990 года. Впрочем, никаких ограничений по количеству сроков в уставе Союза нет. Да и серьезных соперников у Казенина тоже не было. В качестве единственного альтернативного кандидата фигурировал профессор Московской консерватории Владислав Агафонников, чей голос и оказался тем единственным, что был "против"... Есть мнение, что граната в машине Казенина и прочие волнующие неприятности (связанные, в первую очередь, с запутанной историей вокруг имущества ИД "Композитор") способствовали пущему сплочению в композиторских рядах.

Кому и зачем нужен Союз композиторов?

Сегодня СК насчитывает около 1600 членов по стране. "Известия" решили узнать, какой смысл в существовании этой организации видят сами композиторы

Владимир Кобекин

Живет в Екатеринбурге. Известен, в первую очередь, своими операми, которые исполнялись в России и за ее пределами. В следующем сезоне обещана его новая опера "Гамлет" в театре имени Станиславского и Немировича-Данченко.

"Ну, во-первых, молодому композитору самому сложно пробиться — я хорошо помню этот трудный период жизни. И союз ему может помочь. Кроме того, союз организует фестивали. Еще, если ты член Союза, то те люди, от которых ты зависишь, немного по-другому тебя воспринимают — властным организациям вообще как-то проще общаться с Союзом, чем с отдельным композитором".

Леонид Десятников

Живет в Петербурге. Равно востребован в камерной, симфонической и киномузыке. Автор нескольких опер, в том числе "Детей Розенталя", поставленных в прошлом году в Большом театре.

"На первых порах для меня существование в Союзе было важным. Но в какой-то момент я почувствовал, что чем меньше буду зависеть от него, тем лучше. Потому что композитор — это все-таки индивидуальная трудовая деятельность. В какой-то момент ты должен понять, нужен ли тебе диалог с коллегами. Как говорил Пушкин, "ты царь, живи один".

Союз композиторов — это искусственное образование, которое возникло по мании Иосифа Виссарионовича. Как и другие союзы, сейчас СК уже не очень соотносится с реальной жизнью. Государственную поддержку он тоже потерял. Остались люди, которые к ней привыкли, и я их не виню. Тем более, что все еще существует Музфонд. Я сам, благодаря ему, две недели в году живу в Доме творчества в Репино и как-то отдал ноты в компьютерный набор по льготной цене...

Недавно скончался председатель питерского союза Андрей Петров. Необходимо поставить кого-то на его место. Но выяснилось, что в Питере он был единственной репрезентативной фигурой, которая могла осуществлять контакты с "партией и правительством". После его ухода Союз превратился в фантом".

Алексей Шелыгин

Живет в Москве, членом СК не является. Основное поле деятельности — музыка для театра, кино и телевидения. Постоянно работает с режиссером Владимиром Мирзоевым. Из главных кинодостижений — "Бригада", "Бой с тенью", "Небо. Самолет. Девушка", "На Верхней Масловке".

"Когда я начинал как композитор, в конце 80-х, мне казалось, что Союз не интересовался новыми направлениями. И те вещи, которыми я занимался, вроде бы не очень соответствовали духу этой организации. Потом я в какой-то момент не отказался бы от помощи, но мне ее никто не предлагал. А сейчас я уже и сам не представляю, чтобы стоять там в очереди и проситься.

Все, что происходит в области новой музыки, менее всего связано с деятельностью Союза. Я знаю, что делают отдельные композиторы, члены СК, но что делает сам Союз, я не знаю".

Выбор примадонны

Ирина Архипова в шестой раз назвала лауреатов своей премии

Награда, спрятанная под вывеской Фонда знаменитой оперной певицы, молода. Поэтому репутация премии — это прежде всего имя ее хозяйки, которая проявляет невероятную щедрость. Общее число лауреатов, поделенных по спортивному принципу на "золотых", "серебряных" и "бронзовых", уже перевалило за сотню. Что красноречиво иллюстрирует национальные особенности процесса премирования. 

По традиции премия вручается 1 апреля. Но праздник смеха здесь ни при чем. Именно в этот день в 1956 году Ирина Архипова дебютировала на сцене Большого театра.

На сей раз церемония проходила в концертном зале Центра Павла Слободкина на Старом Арбате под аккомпанемент романсов — от Глинки до Хренникова — в исполнении молодых вокалистов. Публика великодушно старалась не замечать их крайне неудачное пение. Ирина Архипова с царственным спокойствием наблюдала за происходящим, шептала какие-то приятные слова своим избранникам, но публике не сказала ни слова. Хотя выступление некоторых новоиспеченных лауреатов откровенно дискредитировало премию...

Естественно, все были заинтригованы — кого на сей раз решила поощрить Ирина Архипова. Премия окружена плотной завесой тайны. Сама певица до последнего момента хранит молчание, а в ее Фонде утверждают, что даже будущие лауреаты не подозревают о скором счастье. Правда, верится в это с трудом. Слишком много счастливчиков со всех концов страны и мира как бы случайно оказываются в нужном месте в нужный час.

В этом году наградили 15 человек. Все они уходили со сцены с пакетом подарков, дипломом, букетом и медалью с профилем Ирины Архиповой на груди. Разброс в выборе лауреатов был удивительный. К примеру, "золота" удостоены и знаменитый вокальный педагог из Красноярска Екатерина Иоффель, у которой учился Дмитрий Хворостовский, и Михаил Давыдов из "Геликона", подзадержавшийся в разряде молодых певцов, но до сих пор заметных успехов не достигший.

Вряд ли найдется человек, который решится оспаривать частную по своей сути премию. Ирина Архипова вольна поощрять кого ей угодно. Тем более что речь идет о фигуре мирового масштаба, чье мнение для многих является компасом в музыкальном пространстве. Однако налет сиюминутности явно мешает этой премии стать российским музыкальным "Нобелем". Во всем мире с течением времени профессиональные награды становятся все более солидными и престижными. У нас они, напротив, год от года все сильнее напоминают приватные вечеринки старых друзей. А ведь национальной премии в области классической музыки в России нет вообще.

Мария Бабалова

Комментарии
Прямой эфир

Загрузка...