Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Общество
В Белгородской области сообщили о крайне тяжелой ситуации с энергоснабжением
Общество
Уголовное дело возбудили после нападения рыси на девочку под Уфой
Армия
Силы ПВО сбили 19 украинских БПЛА над четырьмя регионами России
Мир
Трое россиян с судна Fitburg остались в Финляндии под запретом на выезд
Здоровье
Эксперт рассказал о рисках для ребенка при употреблении ветеринарных препаратов
Общество
В Госдуму внесли проект об обеспечении инфраструктурой участков для многодетных
Общество
Правительство РФ утвердило госгарантии бесплатной медпомощи россиянам
Мир
Адвокат Бутягина подаст апелляцию на решение суда Варшавы о продлении ареста
Мир
Французского депутата из партии Ле Пен госпитализировали с ранением головы
Общество
Эрмитаж продолжит помогать археологу Бутягину через дипломатические каналы
Общество
Депутат ГД предрек ответ за расстрел ВСУ 130 мирных жителей Селидово
Мир
По Ирану прошли массовые протесты. Что нужно знать
Мир
В больницах Пхукета остаются 17 пострадавших при ЧП с катером россиян
Общество
Юрист предупредил об уголовном преследовании за сторис из чужой квартиры
Армия
ВС России «Искандерами» и «Калибрами» поразили два цеха по сборке БПЛА в Киеве
Мир
Трамп проведет собеседование с топ-менеджером BlackRock на пост главы ФРС
Общество
Роскомнадзор заявил об отсутствии оснований для разблокировки Roblox в РФ

Учебник нового язычества

Максим Кантор более известен как художник. Причем, известен прежде всего на Западе. Он живет между Лондоном и Москвой, выставляется в Европе, а свой "Учебник рисования" писал четыре года, что, в общем, даже не много для масштабного текста в полторы тысячи страниц. И художник в создателе романа чувствуется постоянно. Собственно, роман и задумывался как трактат по искусству. Фрагменты этого трактата, именно трактата, то есть архаичного жанра, рассыпаны по всему повествованию.
0
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Осмысление последних двадцати лет нашей истории — вот что представляет собой эпопея Максима Кантора. Эпопея — слово обязывающее, хотя бы потому, что сразу вызывает в памяти "Войну и мир", но Кантор намеренно подчеркивает переклички с толстовским произведением. "Миновало двести лет со времени того нашествия двунадесяти языков, что описано Львом Толстым... Прошло двести лет, и новое либеральное нашествие прогрессивного Запада затопило Российскую империю". Толстой пытался понять, какая сила заставила народы Европы перемещаться сначала с Запада на Восток, а затем обратно. Кантор старается осмыслить, почему так стремительно изменились лицо и строй жизни огромного государства.

Максим Кантор более известен как художник. Причем, известен прежде всего на Западе. Он живет между Лондоном и Москвой, выставляется в Европе, а свой "Учебник рисования" писал четыре года, что, в общем, даже не много для масштабного текста в полторы тысячи страниц. И художник в создателе романа чувствуется постоянно.

Собственно, роман и задумывался как трактат по искусству. Фрагменты этого трактата, именно трактата, то есть архаичного жанра, рассыпаны по всему повествованию: художник с кистью перед мольбертом, подобный фехтовальщику со шпагой, палитра, нанесение краски на полотно и т.д. Понятно, что в общем строе романа эти, казалось бы, необязательные отступления являются еще и метафорическими иллюстрациями сюжетных событий. Артистическая среда в России последних двух десятилетий, выставки, споры, вернисажи, конференции и прочее — все это прежде всего изображает Кантор в своем романе. Здесь господствует фельетон, легко угадываются имена и события (вроде художника Сыча, прославившегося перфомансом, во время которого он насиловал хорька). Кантор рисует торжество постмодернизма, столь ярко проявившееся и в искусстве, и в жизни: "Новый мир сводил счеты с миром модернизма, с миром утопий Сезанна и Маркса, Ленина, Пикассо и Ван Гога". Но и это еще не все. Кантор старается и фельетонной составляющей своего романа придать философское направление. Поэтому в "Учебнике рисования" появляются две фигуры: Соломон Рихтер и Сергей Татарников, пожилые люди, ведущие бесконечные разговоры историко-философского характера. Отталкиваясь от современности, разумеется. Для Кантора это важно хотя бы потому, что в конечном счете пишет он не только о России. Он как будто пытается оправдать свой двойственный взгляд — из Лондона и из Москвы одновременно — и убедить читателя, что "Учебник рисования" — это еще и книга о судьбе христианской цивилизации, о постепенном исторжении из культуры и искусства прежних ценностей, о победе постмодернизма и переходе к новому язычеству.

Максим Кантор. Учебник рисования: В 2 т.. — М.: ОГИ, 2006

Читайте также
Комментарии
Прямой эфир