Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Лавров заявил о содействии России укреплению безопасности стран Африки
Политика
В Госдуме высказались об условиях расширения БРИКС
Мир
WSJ указала на истощение ВСУ после нескольких месяцев непрерывных боев
Общество
Путин потребовал выплачивать компенсацию за любое утраченное при паводке имущество
Общество
Отдавшего приказ бомбить нефтебазу командира ВСУ приговорили к 18 годам заочно
Мир
Шольц указал на отсутствие состояния войны России и НАТО
Политика
В Совфеде оценили использование Канадой титана из России в обход санкций
Общество
Путин указал на малое количество получивших помощь после паводка людей
Экономика
В Минсельхозе сообщили об отсутствии влияния экспорта баранины на цены в РФ
Армия
Новый комплекс подготовки спутников ввели в строй на космодроме Плесецк
Мир
Лукашенко указал на воровство среди президентов и чиновников Украины
Спорт
Матыцин выразил надежду на участие иностранных спортсменов в Играх дружбы
Общество
Путин поручил ускорить организацию отдыха детей из пострадавших от паводков регионов
Мир
Кассационный суд Франции признал вину экс-премьера Фийона в фиктивном трудоустройстве
Экономика
Минфин попросил суд остановить корпоративные права владельца Альфа-банка с Кипра
Общество
В России стартовала акция памяти «Георгиевская лента»

Виктор Сухоруков: "Актером я был уже в утробе матери"

Но ведь это в высшей степени лицедейство - когда стирается пол, когда перед тобой ли-це-дей, который может быть мужчиной, женщиной, зверем, птицей, водой, музыкальным инструментом. Но - опошлили, изгнусили переодевание мужчин в женщин! Вызвали у народа раздражение, даже бешенство! Это увлечение переодеванием и наклеиванием ресниц, особенно на эстраде, лишило меня и других актеров высшего актерского приспособления. И я стесняюсь использовать этот вековой, тысячелетний пример в искусстве
0
Виктор Сухоруков: "Мне 54 года, а внутри-то мне 32!" (фото suhorukov.narod.ru)
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл
В субботу в"Театральном товариществе 814", которым руководит Олег Меньшиков, состоится премьера спектакля "Сны Родиона Романовича" по роману Достоевского "Преступление и наказание". В этой постановке Виктор Сухоруков сыграет пять ролей - старушку-проценщицу Алену Ивановну, Разумихина, Порфирия Петровича, Мармеладова и Пульхерии Александровны, матери главного героя. С Виктором Сухоруковым встретился специальный корреспондент "Известий" Артур Соломонов.
"Мне 54 года, а внутри-то мне 32!"

известия: Вы не боитесь, что получится смешное "Преступление и наказание"? Что невольно возникнет комический эффект от того, что мужчина играет женские роли?

Виктор Сухоруков: И продюсер, и режиссер, и мы, актеры, следили за тем, чтобы это не скатилось в пошлую эстраду. Я когда-то сказал, что, во-первых, никогда на сцене и в театре не буду переодеваться в женскую одежду и, во-вторых, в гроб никогда не лягу. Еще нагляжусь безвозрастно, належусь вечно.

Но ведь это в высшей степени лицедейство - когда стирается пол, когда перед тобой ли-це-дей, который может быть мужчиной, женщиной, зверем, птицей, водой, музыкальным инструментом. Но - опошлили, изгнусили переодевание мужчин в женщин! Вызвали у народа раздражение, даже бешенство! Это увлечение переодеванием и наклеиванием ресниц, особенно на эстраде, лишило меня и других актеров высшего актерского приспособления. И я стесняюсь использовать этот вековой, тысячелетний пример в искусстве. Его истрепали! Но в этом спектакле все должно быть иначе, переодевание должно обрести глубокий смысл.

известия: Вокруг Раскольникова развернется фантасмагория?

Сухоруков: Мы к нему являемся некоей инфернальной силой, которая разговаривает с ним, напоминает о прошлом. Для этого нам потребовалось мужское существо в женском обличье, чтобы довести эту игру до кошмара, до сюра.

известия: Вы играете малопривлекательную старушку, которую, как говорит Раскольников, кто убьет, тому сорок грехов простится? Или она выглядит иначе? <?xml:namespace prefix = o />

Сухоруков: Играя ее, я подразумеваю только одну мысль: человек, осужденный за убийство себе подобного, будет страдать всю жизнь - суд будет продолжаться до тех пор, пока жива совесть. Значит, до скончания жизни будет тебе наказание, если ты поднял руку на себе подобного.

известия: Вы играете четыре роли. Бенефис. BR>
Сухоруков: Да, для меня это бенефис. Но, когда я работаю, я бьюсь не за себя, а за команду, которая у нас сложилась: Никита Татаренков, Тимофей Трибунцев, Максим Браматкин, Сергей Колтаков, Илья Исаев и я. И студентка Щукинского училища Вера Строкова.

известия: Нередко люди, разговаривая сами с собой, называют себя по имени. А вы к себе как обращаетесь во время репетиций, спектакля или в рядовой, обычной ситуации: "Господин Сухоруков, маху вы дали!" или "Ну, Витька, ты молодец!"?

Сухоруков: Ты заметил, что я сразу спрашиваю, могу ли я обращаться в разговоре на "ты"? Чтобы быть честным и обрести доверительность, я перехожу на "ты". Так и сам для себя я - Витька. Я даже автографы даю, подписываясь "Витя Сухоруков". Мне 54 года, а внутри-то мне 32! Однажды я задумался, что такое несоответствие меня накажет, оно против природы, и попробовал что-то изменить в себе, чтобы соответствовать своему паспорту... Не получилось у меня.

И Виктор Иванович так же отвешивает оплеухи Витьке, как Витька Сухоруков посылает Виктора Ивановича далеко и очень часто. Вот такая раздвоенность, двухголовость. А тело одно. И никуда мне не деться от этого...

известия: Кстати, об автографах. Я однажды был свидетелем сцены, в которой, как мне кажется, проявились некоторые свойственные вам черты. На фестивале "Чайка" в Ханты-Мансийске к вам подходили за автографом люди. Я стоял неподалеку и, скажем так, случайно подсмотрел, что вы им писали.

Сухоруков: Подглядел? Молодец! И что же я писал?

известия: Одной женщине, которую вы видели впервые, вы написали "Я вас никогда не забуду!", а другой, которую тоже до этого не видели никогда, - "Я всегда о вас буду помнить".

Сухоруков: Я больше так не пишу. Видимо, они с такими приятными лицами подошли, с такой любовью и нежностью глядели... Наверное, в тех автографах есть какое-то оригинальничание, но я, давая автографы, стараюсь не повторяться. Я вглядываюсь в человека и пытаюсь написать что-то соответственное моему первому впечатлению о нем.

"Я был грузчиком и посудомойщиком"

известия: Когда вы почувствовали, что хотите быть актером?

Сухоруков: В утробе матери. У меня физиологическое ощущение, что я уже там гопака давал. Так что я даже и не помню момента, когда захотел быть актером. 

Когда мне было четыре года, я зайчиком прыгал на новогодней елке, а Дедом Морозом была Вера Николаевна, моя воспитательница, и борода у нее была из бумаги, покрытая битым стеклом. Уже тогда я хотел быть первым зайчиком, потому что он прыгал впереди всей нашей колонны и задавал темп. Он был лидером. Уже тогда мне хотелось главную роль - это я помню очень отчетливо, как помню, какой в тот вечер был вкус пастилы и зефира, какие вокруг витали запахи.

А как мне нравилось, когда на уроке танца мы танцевали с девочкой, имя которой я помню до сих пор - Инна Андриянова. Я чувствовал себя  артистом, танцовщиком и был счастлив тому, что нашу пару хвалили.

А иногда к нам привозили кукольный театр марионеток. И хотя я видел веревочки, за которые их дергают, я все равно верил в жизнь этих кукол. Как мне хотелось дергать за эти веревочки! И как мне хотелось, чтобы меня кто-то за такие веревочки дергал...

известия: Вы, даже играя зайчика, хотели быть лидером. Но в театре, в Петербурге, у вас не получилось стать лидером, и это длилось довольно долгое время.

Сухоруков: Это не вопрос лидерства, это вопрос поиска себя. Это был период, как я называю, второй жизни. Это был мрак, дно, бездна. Я  был человек молодой, пьяный, праздный, лихой, самонадеянный. Я жил той жизнью, которую считал нужной. Я пьянствовал, но об этом не хочу вспоминать - это далекая-далекая тема. Но именно после этой - второй - своей жизни, я начал собирать камни. Я стал работать грузчиком, посудомойщиком...

А вернулся я в театр, поняв, что чего-то стою. Я понял, что в моей жизни есть главная ценность - актерство. И я побродил по многим театрам, но счастья не нашел нигде.

известия: Фаина Раневская говорила: я переспала с многими режиссерами, но ни с одним не получила удовольствия.

Сухоруков: Я с ней согласен. Оргазма не получил...

известия: Тот период, когда вы работали посудомойщиком, грузчиком, вы воспринимали как окончательный или же пытались разобраться в себе, набрать силы для того, чтобы стать артистом?

Сухоруков: Это была катастрофа. Я испугался, что это конец. Но я вдруг почувствовал, что так люблю жизнь, так люблю самого себя! Я мог спиться, мог пойти на территорию бомжей, мог удариться в религию. Но устроил самосуд. Я спрашивал себя:"И ради этого ты родился? Ты же так давно, еще в детском саду, мечтал быть марионеткой!"

И началась моя третья жизнь, которой я живу и по сей день. Она совсем не похожа на ту, вторую, мрачную, где я был никто и звать никак.

Сегодня я знаю, что та жизнь была не проклятием, не мукой, а уроком, академией. И сегодня я очень многие вещи, которые происходят со мной, отправляю в свою прошлую жизнь, словно на экспертизу. И поэтому я не позволяю себе скурвиться, обольститься своими успехами. Я многие события сегодняшней жизни называю чудом - тем самым я напоминаю себе, что все проходит. Все хорошее, что случается со мной, - это дар... Много болтаю, наверное?

известия: Мы для этого и встретились.

Сухоруков: Так вот, мне, как рядовому жителю Земли, это помогло воспринимать многие события моей сегодняшней жизни как чудо. Я отдаю себе отчет, что я - среднестатистическая единица на этой планете.

известия: Но тем не менее вы нередко в шутку или всерьез себя называете гением.

Сухоруков: Когда я говорю о себе, что я гений, то я словно занимаюсь садомазохизмом. По-настоящему-то никто не знает, кто он. Никто. Это из того арсенала, где отсутствуют рост, вес, скорость. Вот если раньше говорили, что гений и злодейство - две вещи несовместные, то я вам скажу, что гений и цивилизация - две вещи несовместные.

известия: Вы чувствуете, что цивилизация на вас наступает? Корежит, давит?

Сухоруков: А вы сейчас разговариваете с гением или с простым человеком?

известия: Это уж вы сами решите.

Сухоруков: Нет, не буду! Конечно, цивилизация наступает. Все сегодняшние проблемы порождены не какими-то стихиями, землетрясениями, взрывами на Солнце. Очень много проблем возникает от придуманного человеком же мира. 

"Москва как кустодиевская баба уронила меня на свою пышную грудь"

известия: В списке ваших ролей нет классических работ, о которых мечтает каждый актер. Нет Чехова, нет героических ролей Шекспира...

Сухоруков: Понимаете, какая была ситуация... У тебя уже есть багаж, который не надо хранить в камере хранения, а раздавать людям - за деньги и бесплатно. А тебя держат в голоде. В ежовых рукавицах. В каком-то даже презрении. И не дают ролей, тех ролей, в которых тебе не жалко довести себя хоть до инфаркта. Это меня взбунтовало, и я бросил Петербург, академические театры. Зачем? Чтобы мне найти счастье в искусстве, ради которого я себя с таким трудом отреставрировал во второй своей жизни. И сегодня, худо-бедно, пять ролей я в новом спектакле играю. В чем мое счастье сегодняшнее? Мне поверили, во мне не сомневаются, меня уважают, на меня хотят смотреть. Я сегодня интересен. Вот главное, к чему я пришел. Трудно ли мне? Да. Кажется, в такой театр я никогда не играл. Может быть, я слишком трачу себя в процессе репетиций...

известия: Вы и на интервью тратитесь.

Сухоруков: Я однажды попробовал разговаривать тихо, солидно, менторским тоном и почувствовал, что меня словно нету. И тогда я сбросил эту маску. И вернулся к себе. Но не получается у меня пока театральная жизнь и в Москве. Она у меня не очень-то складывалась в Петербурге, в этом царственном, европейском граде с низким небом, где облака, как перины, лежат на крышах красавцев-домов. Этот город все равно дышит полусмертью. Мне так казалось, потому что там мне не везло. Знал меня Питер? Да. Принял? Конечно. Но он меня не любил. И я устал от этого безлюбья.

известия: А Москва вас любит?

Сухоруков: Мне кажется, да. Может быть, лицемерно, может быть, развратно, но - азартно и даже как-то по-спортивному. Москва, как кустодиевская баба, уронила меня на свою пышную грудь, запеленала своими подолами и говорит: "Ну иди сюда, многострадальный ты мой Сухоруков, я тебя зацелую!" До сих пор я весь в помаде!..

Я с трепетом воспринимаю свое шествие по московской земле. Никак не нагляжусь, никак не надышусь, никак ее не впитаю. Люблю, люблю и люблю...

А в Питере я играл много, но когда созрел для чего-то более серьезного, яркого, более желанного, мне говорят: "Жди! Потерпи! Ты ничего не понимаешь! Не твое дело!" Оскорбился я. Возмутился. И тайно вздумал с этим покончить. И покончил. Сейчас единственная связь с Петербургом - мои друзья.

известия: Петр Фоменко называет Петербург "тайной недоброжелательностью".

Сухоруков: Да, он это и мне говорил. Но еще он, который тоже долгие годы прожил в Питере, и судьба его там не была счастливой, по-доброму мне сказал: "Ну что ты злишься на Петербург? Там прошла наша молодость. Ну были некоторые тайные недоброжелатели". Но однажды я при встрече сказал ему: "Я не хочу послабления этому термину! Тайные недоброжелатели не могут быть мягкими и пушистыми!" Его ответом было молчание. То, что он делал для искусства в Питере, было не то что недооценено, но предано анафеме.

Нам нужно понимать, что наш современник Петр Фоменко - гений. Как я к нему напрашивался! Больше не буду. Я понял, что начал вызывать у него раздражение и усталость, а я этого не хочу.

"Мне хочется появляться ангелом и вдруг оборачиваться чертом"

известия: Журналисты часто о вас пишут: "живой, открытый искренний человек". Но это ведь тоже выработанный имидж, стиль поведения. Вы словно даете сигнал другим людям: я безопасен, любить меня очень несложно.

Сухоруков: Имидж - это нечто искусственно выработанное, сочиненное. В одну из трещин, образовавшихся тогда, когда я был на дне, утек мой маскарад, все мои маски и личины. И, вынырнув из этой пучины, я сказал: "Ну вас всех к такой-то матери! Буду самим собой. Принимайте какой есть - потому что, каким я себя придумывал, я вам неинтересен".

известия: В своих интервью вы нередко шутливо касаетесь темы смерти. Но видно, что она вас занимает всерьез.

Сухоруков: Да. Это главный вопрос, на который нет ответа ни у кого на Земле. Что это такое? Актеру Сухорукову так хочется, бесстыдно хочется разобраться в том, что Она или кто Она такое. Но как сыграть смерть? Любовь, смерть и мать - к этим вещам я не могу подыскать игрового ключа, не знаю, как их сыграть.

известия: Ваша мать серьезное влияние оказала на ваше формирование?

Сухоруков: Никакого. Она никогда не то чтобы не хотела, не мечтала, чтобы я был актером, но даже представить такого не могла. Какой артист? На фабрику, на работу в 130 рублей, бабу тебе найдем и заживешь! Будешь мастером на заводе, и все тебя будут уважать.

Она прожила в Орехово-Зуеве и так ни разу и не приехала в Москву. Я мечтал посадить ее в электричку и отвезти в Москву, хотя бы на Красную площадь. Ну хоть в ГУМ! Не удалось. Даже книги "Тимур и его команда" и "Чук и Гек" я брал в библиотеке. Никаких гитар, никаких фортепиано. Гармонь - и та в коридоре. У соседа.
Я ведь с первого раза в театральный вуз не поступил, и меня взяли в армию. Я старался апробировать свой репертуар на солдатской аудитории. И благодаря нашим "красным" праздникам и реакции солдат на мои выступления я вдруг обнаружил, что у меня формируется некий репертуар. После чего все вузы меня пропустили до третьего тура, но выбрал я ГИТИС.

известия: Кажется, вы можете сыграть любой предмет быта. Вот, например, чайник. Представьте, что вам нужно его сыграть - какой был бы у него характер, какая судьба?

Сухоруков: Я - крышка! Звенит, гремит! Спорит с паром. Давит на носик. Ругается матом! А главное, что она - купол чайника, она ближе к небу.

известия: Когда-то вы, играя зайчика в детском саду, хотели быть первым. Теперь вы снова хотите быть главным, пусть как часть чайника.

Сухоруков: Именно! А чайник - хороший образ. Я люблю роли-оборотни. Мне хочется появляться ангелом и вдруг оборачиваться чертом. И чайник - такое же существо: в нем может находиться как целебный напиток, так и яд.

Комментарии
Прямой эфир