Министры решили, как потратить новые триллионы
Доклад Германа Грефа занимал более часа, и пересказать его нет никакой возможности, поскольку Греф рассказал буквально обо всем, чем должно заниматься правительство в области экономики - от разработки нового закона о сельском хозяйстве до продажи на мировом рынке акций "Роснефти" и других госкомпаний. Сырьевой сектор, по словам Грефа, будет развиваться так же, как и инновационный. У России много полезных ископаемых, и "не пользоваться этим преимуществом и не направлять средства, полученные в этом секторе, на развитие инновационной экономики неразумно". Чтобы пользоваться этим преимуществом, Греф предложил установить семилетние налоговые каникулы для компаний, которые будут разрабатывать новые месторождения в Восточной Сибири и Тимано-Печорской нефтегазовой провинции. Греф не исключил, что придется пересматривать цену отсечения при формировании Стабфонда.
Со всем этим министры не спорили - только министр природных ресурсов Юрий Трутнев заметил, что для освоения Восточной Сибири одних налоговых каникул мало.
Однако министр финансов Алексей Кудрин, хотя и поддержал программу, но фактически высказался резко против нее. В программе министр финансов увидел огромную заявку на выделение дополнительных ассигнований. "За последние полгода у нас появилось много новых идей, много новых задач", - встревоженно констатировал глава Минфина. По словам Кудрина, разработанные различными министерствами стратегии развития отдельных отраслей требуют выделения триллионов рублей дополнительных государственных инвестиций. "Можем ли мы позволить себе существенное наращивание государственных расходов?" - задал Кудрин риторический вопрос и сам себе ответил: "Не можем". "Наше правительство не может нарушать ряд принципов, принятых во всем мире", - отметил министр. Важнейший из этих принципов: нельзя снижать налоги, не снижая одновременно государственные расходы.
Кудрину довольно резко ответил министр здравоохранения и социального развития Михаил Зурабов, который сказал, что, несмотря на бюджетные ограничения, социальные реформы проводить надо. Пока же социальная система в России существует только при условии постоянной "подпитки" бюджетными деньгами. "Это выглядит как турболет: пока мотор работает, оно летит, когда мотор выключается, оно падает", - пошутил Зурабов.
Однако на сторону Кудрина фактически встал премьер Михаил Фрадков. По его словам, инструменты экономической политики нельзя "упрощать до бюджетных расходов". Но как это сделать? "Это высшая математика. Она требует знания формул и применения их к реальной действительности", - констатировал председатель правительства.