Глупый мальчик, влюбленный во всех девочек сразу
В мемуарах первой жены Высоцкого, о которой почти ничего не было известно до выхода этой книги, - история ее знакомства со студентом первого курса Школы-студии МХАТ Володей Высоцким, свадьба с ним, трудная жизнь в разных городах, расставания и встречи, размолвки и примирения. Когда Высоцкий впервые появился в Школе-студии - "глупый мальчик, смешной-смешной, влюбленный во всех девочек сразу", - автор книги не могла предположить, что будет считать роман с ним самым главным событием своей жизни.
Вот они разлучены, живут в разных городах, разговаривают по телефону. Их разговоры столь романтичны, что телефонистки разрешают им говорить бесплатно, но когда речь заходит о каком-нибудь деле, они требуют говорить "про любовь". Потом - развод, пустота, наигранная веселость, письмо в милицию, чтобы выписали из квартиры, тягостные, совсем не похожие на прежние, телефонные разговоры. И признание: "Если бы ты знал, Володя, как мне было плохо"... В книге описано, как, мягко говоря, по-разному поступал Высоцкий. Но в этом тексте нет ничего, кроме благодарности - за встречу, за возможность быть рядом. Ведь только в таком случае по прошествии многих десятилетий можно сказать: "Когда я чувствую твой взгляд сейчас, мне кажется, что я хорошею".
*****
Сборник
Московский Художественный театр в русской театральной критике (1898-1905). М.: Артист. Режиссер. Театр, 2005. - 639 с.
Легко нам сейчас говорить, что Станиславский основал великий театр, который обновил всю европейскую театральную систему. Гораздо труднее понять масштаб происходящего было современникам Станиславского и Немировича, которые были свидетелями рождения МХТ. Сборник рецензий - восторженных, ругательных - прекрасный пример того, как трудно распознается колоссальное явление культуры его современниками. МХТ только начинался, а потому короткие зарисовки его первых шагов, написанные критиками, не обремененными знанием о будущей всемирной славе театра, имеют особую ценность.
****
Современная пьеса
Вячеслав и Михаил Дурненковы. Культурный слой. М.: ЭКСМО, 2005. - 347 c.
Кроме братьев Пресняковых, у нас еще есть братья-драматурги Дурненковы. Но они, в отличие от своих екатеринбургских собратьев, пишут пьесы и по отдельности: в сборник вошли три пьесы Вячеслава Дурненкова - "Mutter", "Ручейник", "В черном-черном городе" и одна пьеса Михаила Дурненкова - "Красная чашка". Есть пьесы густонаселенные, а есть - на двух актеров, что очень удобно для театра, не обладающего большими средствами. Герои пьес - Корней Чуковский, Самуил Маршак, секретари, артисты, пенсионеры, уборщицы, преподаватели философии и даже Чебурашка.
*****
Ушедшее
Элизабет Бартон. Повседневная жизнь англичан в эпоху Шекспира: Пер. с англ. С. Смольняковой. М.: Молодая гвардия, 2005. - 243 с.
Книга английского автора Элизабет Бартон рассказывает о том, как и чем питались, как справлялись с болезнями, как воевали и праздновали, как устраивали уют в доме современники Шекспира и Елизаветы. В то время, когда творил Шекспир и его собратья-драматурги, Англия окончательно освободилась от влияния Рима, став протестантской, и начала как завоевания других народов (от Северной Африки до Персии и Ост-Индии), так и завоевания культурные. Но книга посвящена не столько этим завоеваниям, сколько быту англичан, живших в семнадцатом веке.