На Кавказе появилось движение за объединение регионов

Власти приложили все усилия, чтобы конгресс получился как можно менее представительным. Незадолго до конгресса в газетах, подконтрольных властям Карачаево-Черкесии, появились публикации о том, что национальные общины КЧР выступают против его проведения. Упор в публикациях делался на то, что конгресс может дестабилизировать обстановку в республике и в регионе в целом.
Накануне конгресса один за другим отказывались от участия в нем видные политики. Особенно показателен пример абхазской делегации. В Черкесск направлялась представительная делегация в составе главы администрации президента Абхазии Валерия Аршбы, министра обороны Абхазии Султана Сосналиева и еще двух чиновников. Абхазы добрались до Майкопа и развернулись. Валерий Аршба сказал "Известиям", что абхазская делегация была намерена принять в конгрессе самое активное участие, но в Майкопе они получили информацию о том, что вблизи грузино-абхазской границы замечен президент Грузии Михаил Саакашвили в сопровождении 18 вооруженных людей. "Пришлось поворачивать", - сказал Валерий Аршба. Сам президент Абхазии Сергей Багапш приглашение приехать тоже принял, но его на этот день неожиданно вызвали в Москву.
Организаторы конгресса усматривают во всем этом злонамеренность властей.
- Это были два параллельных процесса: мы приглашали людей, а они пытались дискредитировать нас, - говорит Фатима Дышекова, одна из организаторов конгресса. - Я думаю, не обошлось без давления республиканских чиновников и аппарата полпреда президента Южного федерального округа.
Чем так испугал конгресс республиканскую власть, отчасти ясно. Инициатор его проведения - организация "Адыга Хаса", объединяющая всех адыгов - родственные народы, живущие в нескольких республиках Кавказа, - черкесов и абазинов Карачаево-Черкесии, кабардинцев Кабардино-Балкарии, адыгов из Адыгеи и абхазов из Абхазии. В меморандуме, принятом на конгрессе, его участники призывают власти укрупнить регионы на Северном Кавказе там, где это можно сделать безболезненно для населения, укрепить работающие здесь институты федеральной власти, выдвинуть национальных лидеров, которые от имени всего Северного Кавказа будут вести диалог с федеральной властью.
Таким образом, адыги решили использовать тему укрупнения регионов в своих интересах и хотят предложить федеральной власти свою схему объединения. Очевидно, она не согласуется с интересами карачаевцев, которых большинство в Карачаево-Черкесии и которые определяют политику республики. Судя по тому, что предшествовало конгрессу, федеральная власть отнеслась к этой "инициативе снизу" настороженно.