Адвокаты пойдут на госслужбу

Необходимость вмешательства государства в процесс оказания юридической помощи обосновал министр юстиции Юрий Чайка: "Политика, направленная на резкое ослабление влияния государства на адвокатуру, не привела к существенному повышению качества юридической помощи, оказываемой адвокатами, обеспечению ими потребностей малообеспеченных категорий населения в бесплатной правовой помощи". Теперь предлагается, чтобы госюрбюро взяли на себя эту заботу. Каждый, чей доход за последние 3 месяца не превышал прожиточного минимума, вправе рассчитывать на бесплатные консультации, помощь в составлении юридических документов и представительство по гражданским делам.
У экспертов, к которым обратились "Известия", постановление вызвало недоумение. Прежде всего тем, что значительная часть юридических проблем малоимущих граждан вызвана как раз неправовыми действиями госчиновников. Всегда ли смогут другие госчиновники помочь восстановлению справедливости?
- Адвокат по своей природе не может состоять на госслужбе, он должен быть свободен от внешнего воздействия и не может зависеть от кого-то в зарплате, предоставленном кабинете и т.д., - убежден член Московской областной коллегии адвокатов Юлий Квартин. - Если есть шанс, что его одернут или тем более выгонят с работы из-за "неверного" решения, - этот институт неработоспособен.
Вызывает сомнения юристов и сама концепция: зачем создавать госконторы по оказанию "бесплатной" (за счет бюджета) юрпомощи, если по гражданским делам охотно консультируют Конфедерация по защите прав потребителей, студенты юрфаков, политпартии и общественные организации? Реальная потребность есть в помощи по уголовным делам, но об этом речи в постановлении не идет.
Возмущение вызвал пункт о том, что госюрбюро может заключать договора с частным адвокатом и платить ему из выделенных бюджетом денег. Зачем нужна дублирующая госинстанция, когда адвокатские палаты и так в полном соответствии с законом поручают своим членам оказывать при необходимости бесплатную помощь (в частности, по "трудовым" делам)? Поскольку гласной процедуры выбора адвоката не прописано, приговор сообщества однозначен: "Это питательная среда для кумовства, взяточничества и откатов".
На просьбу "Известий" прокомментировать постановление бывший адвокат, лауреат золотой медали имени Ф. Плевако, д.ю.н., профессор, представитель президента в высших судах России Михаил Барщевский сказал, что он "это постановление не визировал", и от дальнейших комментариев отказался.