Референдум провели без коммунистов
Согласно отечественному законодательству, решение граждан, высказанное на референдуме, "считается принятым и обязательным к исполнению, если за него проголосовало более половины людей, пришедших к избирательным урнам". Как и прогнозировали инициаторы всенародного голосования из КПРФ, "Родины" и движения "За достойную жизнь", в случае проведения референдума на все их вопросы подавляющее большинство граждан ответило бы положительно. А как же еще, если их по сути предполагалось спросить: хотите вы быть здоровыми и богатыми или бедными и больными?
- Часть вопросов - явно популистские, рассчитанные на то, чтобы получить одобрение всех, кто хотел бы добиться повышения зарплат, пенсий, гарантированных социальных благ, - отмечают социологи "Левада-центра". - Мало кто против таких требований может возразить (вопрос о том, как их можно реализовать, откуда взять нужные ресурсы, не задается и не обсуждается). Видимо, инициаторы референдума (КПРФ) рассчитывали прежде всего на увеличение собственной популярности в глазах населения.
Действительно, 97% россиян согласны с тем, что образование (в том числе и высшее) должно быть бесплатным, 93% полагают, что пенсия не должна быть меньше уровня прожиточного минимума, а 91% граждан настаивает на том, чтобы государство вернуло им дореформенные сбережения. Однако закон не допускает вынесения на референдум вопросов, связанных с изменением бюджета и внутренних финансовых обязательств государства, что и подтвердил 2 июня Верховный суд.
Другая группа вопросов представляла собой животрепещущий набор политических требований, которые оппозиция всех оттенков (от либералов до компатриотов) и западные блюстители демократии предъявляют нынешней российской власти. Итог опроса неутешителен для Кремля. Так, 81% россиян выступают за возвращение прямого всенародного избрания глав регионов (за новый "назначаемый" порядок высказалось только 10% респондентов). Почти две трети населения (59%) настаивают на возвращении в Думу депутатов-одномандатников.
Однако "политические" вопросы выявили безразличие к ним весьма значительной (29-35%) части общества, лишь укрепляя господствующее за кремлевской стеной убеждение о невозможности ускоренного пересаживания западных демократических институтов в российскую почву. Относительное большинство (45%) россиян считает, что демократия в нашей стране должна быть "совершенно особенной, соответствующей специфике России", и только 24% убеждены, что ей следует быть такой же, как в Европе и Америке.