НАТО здесь не любят

"Теперь, когда мы подписали с Грузией договор о выводе баз, уже совсем не остается никаких предлогов для затягивания ратификации ДОВСЕ", - сказал министр иностранных дел Сергей Лавров после встречи с генсеком НАТО. Он напомнил, что Москва и раньше выступала против увязки западными странами ратификации с так называемыми стамбульскими договоренностями России с Грузией и Молдавией, которые, по словам министра, носят исключительно двусторонний характер. Что же касается вывоза из Приднестровья боеприпасов и военной техники, которые охраняются небольшой группой российских войск, то это теперь зависит от Кишинева, позиция которого "изменилась на 180 градусов", указал Лавров.
Однако "НАТО видит здесь прочную правовую и юридическую увязку", - возразил де Хооп Схеффер. Он сослался на статью 4 адаптированного ДОВСЕ, где содержится запрет на размещение иностранных войск без согласия принимающего государства.
Вопрос о ратификации ДОВСЕ был одним из центральных на встрече лидера альянса с президентом Владимиром Путиным. Яап де Хооп Схеффер провел также переговоры с Лавровым, секретарем Совета безопасности Игорем Ивановым, пообщался с депутатами Госдумы, учеными и политологами. Впечатляющий прогресс в отношениях между Россией и НАТО отмечали все - только в военной сфере в этом году планируется более 200 совместных мероприятий. Куда двигаться дальше? Гостю предложили развивать взаимоотношения между НАТО и ОДКБ, осуществить пилотный проект по подготовке сотрудников органов по борьбе с наркотиками в Афганистане и в Средней Азии, наращивать усилия в деятельности по нераспространению оружия массового уничтожения. Сотрудничество в сфере борьбы с терроризмом развивается успешно, но нужно наладить механизмы обмена закрытой информацией, считают в российском МИДе.
Схеффер добавил к этому списку несколько пунктов, в первую очередь сотрудничество в разрешении региональных конфликтов. "Ни одно государство или могущественный альянс не смогут справиться с этим в одиночку", - считает он. Однако он тут же подчеркнул, что у НАТО нет планов напрямую участвовать в урегулировании тлеющих конфликтов на территории бывшего СССР.
"Повышенное внимание, которое НАТО намерено уделять регионам Закавказья и Центральной Азии, не может не беспокоить Россию", - заявила на встрече российских депутатов со Схеффером первый вице-спикер Госдумы, сопредседатель постоянного парламентского комитета Россия-НАТО Любовь Слиска. Она пояснила, что появление в этих регионах столь мощного военно-политического игрока задевает интересы Москвы: "У некоторых политиков Закавказья и Центральной Азии зреют повышенные ожидания укрепить за счет НАТО свои запросные позиции". Слиска потребовала гарантий, что объекты военной инфраструктуры в странах Балтии, проходящие модернизацию, "не будут использованы против нашей страны".
- Альянс не собирается создавать базы ни на территории этих государств, ни в Грузии, - отреагировал Схеффер. - Зачем нам это делать?" По его словам, "серьезный диалог" между Россией и НАТО не лишен разногласий, однако "наша способность улаживать разногласия необычайна": генсек НАТО напомнил, как развивались отношения между Москвой и Брюсселем после президентских выборов 2004 года на Украине.
Помогая себе по обыкновению энергичными жестами и мимикой, генсек альянса убеждал членов Совета по внешней и оборонной политике, что "Россия нужна НАТО - и наоборот". Он сетовал на негативный образ Североатлантического союза, сохраняющийся в умах большинства россиян, призывал больше доверять друг другу и довольно резко отреагировал на реплику одного из присутствовавших, назвавшего НАТО блоком.
- Многие никак не хотят расставаться с прошлым, - заявил Схеффер. - НАТО XXI века - это не то НАТО, к которому они привыкли во времена "холодной войны". НАТО - не блок, а союз, это не военная, а военно-политическая организация. Имеющиеся военные возможности мы используем в духе XXI века. Те операции, которые осуществляет альянс, проводятся согласно мандату ООН (поддержание мира в Косово и Афганистане, обучение иракских военнослужащих), по просьбе Африканского союза (Дарфур), а операция "Активные усилия" пользуется поддержкой самой России. - И подытожил: "Нам предстоит огромная работа по улучшению имиджа НАТО в России".
Что такое ДОВСЕ и зачем он нам нужен
Все пятнадцать лет существования Договора об обычных вооруженных силах в Европе (ДОВСЕ) - это история о том, как дипломаты не могут угнаться за стремительно меняющимися реалиями современного мира.
ДОВСЕ был подписан в ноябре 1990-го в Париже главами государств двух крупнейших в мире военных блоков того времени: НАТО и Варшавского договора. После трех с лишним десятилетий лихорадочной подготовки к войне друг с другом Восток и Запад решили не то чтобы разоружиться, но хотя бы несколько понизить уровень противостояния. В тексте договора было скрупулезно прописано, каким максимальным количеством каждого из видов вооружения (танков, бронемашин, боевых самолетов, артиллерийских орудий и т.д. и т.п.) могут располагать блоки. Поскольку зона действия договора простиралась лишь до Уральских гор, на восток потянулись бесконечные эшелоны с военной техникой - Варшавский договор перегонял в Азию сверхнормативные излишки вооружений. Однако еще до того, как мы успели с ними разобраться, Варшавского блока не стало. Он был распущен, не пережив ДОВСЕ даже и на год.
Не успели эксперты еще даже начать обсуждать предстоящий раздел установленных квот между бывшими союзниками, как возникла новая проблема. Через несколько месяцев не стало и самого СССР. В 1992 году о разделе квот пришлось договариваться между собой уже бывшим советским республикам. Правда, республики Прибалтики, категорически отвергавшие любые контакты с новым надгосударственным образованием - СНГ, участвовать в этом отказались. В горячке тех дней на это никто особого внимания не обратил. И, как оказалось, зря.
Хотя не было уже никакого Варшавского блока и СССР, договор продолжал действовать. Но ситуация запутывалась все больше. Вместе с «отписанными» им договором вооружениями в НАТО вступили бывшие «варшавцы»: Венгрия, Польша и Чехия (мощнейшая армия ГДР влилась в альянс еще раньше). Созванный в ноябре 1999-го в Стамбуле по настоянию России саммит должен был, по идее, разрешить эти противоречия. На нем было принято Соглашение об адаптации ДОВСЕ.
Однако и его хватило ненадолго. Ровно через два года на саммите НАТО в Праге Болгария, Латвия, Литва, Румыния, Словакия, Словения и Эстония получили официальное приглашение на вступление в альянс. Наличие в этом списке прибалтийских республик означало, что на северо-западных рубежах России появились соседи, в отношении которых вообще не действуют какие-либо ограничения на количество вооружений, которые налагает ДОВСЕ.