Михаил Фрадков предложил Минэкономразвития стать прокуратурой
Андрей Шаронов в четверг всеми силами старался нарисовать кабинету министров ужасающую картину коррупции в организациях, которые тратят деньги государства на закупку товаров. Военные объявили конкурс на закупку угля одного сорта - а в результате закупили другой. В Москве департамент социальной защиты населения закупил кровати, не соответствующие исходным конкурсным требованиям. Некоторые ведомства публикуют информацию о крупных конкурсах в изданиях тиражом в 500 экземпляров, которые никто не читает. При закупке таких простейших товаров, как бензин, организаторы конкурсов часто пользуются сложнейшей балльной оценкой, что, по мнению Андрея Шаронова, делается "для злоупотреблений и рукотворных результатов".
Навести порядок должен новый закон о госзакупках, второе чтение которого пройдет через неделю. Должен быть создан интернет-портал по госзакупкам и единый электронный реестр всех госконтрактов. Контроль за проведением конкурсов МЭРТ предлагает возложить на Росфиннадзор и Федеральную антимонопольную службу.
Однако премьер-министра Михаила Фрадкова возмутило то, что МЭРТ уже сейчас не организовал должного контроля за закупками. "Мы много говорим, гладко говорим, правильно говорим, но воз не только ныне там, но он, если ретроспективно смотреть, удаляется". Премьер привел цифры: в 2003 году по конкурсам проводилось 73% всех госзакупок, в прошлом году - 65, а в I квартале текущего года - 39%.
"Начните с контроля более жесткого - для этого интернет-портал не нужен", - предложил Михаил Фрадков. По мнению главы правительства, руководители ведомств должны работать "в условиях ответственности, приближенной к уголовной".
"От вас требуется комплексный подход, колокольчик", - обратился Михаил Фрадков к замглавы МЭРТа. По его словам, МЭРТ - "это еще и прокурор своего рода". Напрасно Андрей Шаронов пытался объяснить, что контролем конкурсов в министерстве заняты всего 8 человек и после проверок МЭРТ может только давать рекомендации. Премьер предложил в ответ "не уводить рака за камень".
"Еще не хватало, чтобы мы возбуждали уголовные дела", - обиженно буркнул Андрей Шаронов, после чего напомнил, что ежеквартально его ведомство подает в правительство доклады о состоянии госзакупок с указанием нарушений, но руководство кабинета не принимает никаких оргмер. А еще все время приходится разрешать не проводить конкурсы по закупкам к каким-то внезапным мероприятиям. "У нас всегда День Победы наступает неожиданно!" - иронично заметил Андрей Шаронов и затем сообщил, что осуществление миллиардных затрат на подготовку Санкт-Петербурга в саммиту "большой восьмерки" также происходит в спешке, а значит, без проведения конкурсных процедур.
Однако Михаил Фрадков, хотя и согласился с большинством предложений МЭРТа, настоял на своем первоначальном требовании. "Функции штаба не ограничиваются вычерчиванием топографических карт", - наставительно резюмировал премьер-министр.