Восстание нищих


В экономике Узбекистана данные государственных структур расходятся со статистикой оппозиционеров как небо и земля. В этом случае нельзя найти даже золотую середину. Между тем ряд проблем не могут не признать и официальные власти. В стране темпы роста рождаемости одни из самых высоких в мире - 2% населения в год (около 500 тыс. человек в год, при общем населении Узбекистана около 24,5 млн человек). При этом уровень доходов населения, по оценке экспертов оппозиционного сайта Фергана.ру, почти у всех категорий населения ниже прожиточного минимума.
По данным узбекского правозащитника Марата Захидова, размер потребительской корзины в Узбекистане в последние годы колеблется на уровне 250-300 тыс. сумов ($250-300). Зарплата трудоспособного населения в городах редко превышает 100 тыс. сумов ($100), а в сельской местности и того меньше - 40 тыс. сумов. И хотя даже оппозиционные лидеры признают статистические данные власти о ежегодном росте доходов населения, они считают его недостаточным для выхода 90% населения из состояния ниже черты бедности. По официальным данным, в 2004 году доходы населения выросли на 13,5%. И такой рост реальных доходов не может изменить ситуацию кардинально.
В Ферганской долине экономические проблемы намного острее. В регионе проживает более трети населения страны. И еще в советское время (в начале 90-х) там вспыхивали беспорядки на почве низкого уровня жизни. Но экономические корни нынешнего кризиса в Ферганской долине намного глубже.
В регионе, как и во всем Узбекистане, остро стоит вопрос о собственности на землю. Но земельной реформы как таковой в стране еще не начиналось. Институт аренды земли связан с огромным количеством ограничений. Кроме того, жесткая вертикаль власти навязывает регионам жесткие задания по выращиванию определенных культур, например хлопка. И местные власти обязаны их выполнять. Значительно быстрее доходов населения растут энерготарифы. По данным оппозиционеров, только в 2004 году они выросли в 5 раз. Официальная статистика говорит только о 20%-ном росте. Но это все равно выше темпов роста и зарплат, и ВВП Узбекистана (7,7% в год). Между тем рост энерготарифов тянет за собой и рост цен на все услуги.
Министр иностранных дел России Сергей Лавров:
"Из Узбекистана поступают тревожные сведения о том, что все происходящее там было запланировано заранее. Здесь налицо участие различных групп, которые находились в том числе в розыске и в террористических списках, из этого региона и из Афганистана. Если мы будем так попустительствовать террористам и применять двойные стандарты по отношению к ним, то поставим на грань кризиса целый регион... Я думаю, что здесь есть чем заняться Контртеррористическому комитету ООН, антитеррористическим структурам СНГ и ШОС... Российского вмешательства в разрешение ситуации в Узбекистане не потребуется. Страна справится самостоятельно".
Первый заместитель министра иностранных дел России Валерий Лощинин:
"Причины произошедшего в Узбекистане - очевидно, сложное социально-экономическое положение населения и активная деятельность экстремистских группировок. Это и предопределило взрывоопасность ситуации. Акция в Андижане была заранее спланирована. Сценарий предусматривал захват оружия, заложников, а затем вспышку недовольства среди населения".
Генеральный секретарь НАТО Яап де Хооп Схеффер:
"Я призываю стороны проявить сдержанность. Мы надеемся, что Узбекистан, участник программы "Партнерство ради мира", будет уважать ее принципы, в том числе принцип мирного урегулирования конфликтов".
Министр иностранных дел Великобритании Джек Стро:
"Я чрезвычайно озабочен сообщениями о том, что узбекские войска открыли огонь по демонстрантам в Андижане. Лондон неоднократно давал понять властям Узбекистана: репрессии в отношении оппозиции - ошибка. Скоро Великобритания станет председателем ЕС, и мы будем использовать вес Евросоюза для того, чтобы поставить перед узбекским правительством вопрос о ликвидации недостатков в экономическом и политическом управлении страной и неадекватном развитии демократических институтов".
Вице-спикер парламента Таджикистана Абдулмаджид Достиев:
"Никто из нас не может оставаться равнодушным, когда горит дом соседа, потому что пламя пожара может быстро перекинуться и на нас самих. Узбекистан - наш самый близкий сосед. Я обращаюсь к представителям радикальных исламистов в регионе, прежде всего партии "Хизб ут-Тахрир аль-Ислами": остановитесь, пока не поздно. Иначе вас проклянут народы".
Официальный представитель Белого дома Скотт Макклеллан:
"Мы озабочены ситуацией с правами человека в Узбекистане, но также и вспышкой насилия, особенно со стороны некоторых участников террористической организации, освобожденных из тюрьмы. Мы призываем правительство и демонстрантов проявить сдержанность. Народ Узбекистана хочет более представительное и демократическое правительство. Но это должно быть достигнуто мирными путями, а не через насилие".
Министр иностранных дел ФРГ Йошка Фишер:
"Федеральное правительство Германии вместе со своими коллегами из Европейского союза внимательно следит за развитием ситуации в Узбекистане. Стабильность и демократический строй этой страны, а также мирное и правовое развитие государства имеют большое значение для всего региона".