Русский хип-хоп взял курс на Африку
Там были еще герои, например Kool Herk, но его еще в начале 70-х зарезали. Были и на Ямайке, но их никто уже не помнит. Так и получается, что Африка Бамбаата - это легенда, каких сейчас немного осталось, и сходить посмотреть на него - дело чести.
Собственно, именно посмотреть все и пришли. Что он соберется играть - было совершенно непонятно. В принципе, Бамбаата записал один жутко новаторский альбом - Planet Rock, где использовал сэмплы из Kraftwerk и смешал их с хип-хопом, и этот альбом люди до сих пор слушают. Но это было в 1982 году, и с тех пор ничего столь же прогрессивного у Бамбааты не выходило. Да и записывался он спорадически, иногда почти с десятилетними паузами, успевая, правда, поорать на записях Джеймса Брауна, Джона Лайдона из Sex Pistols и даже Майка Паттона. Недавно у него вышел новый альбом, и довольно неплохой. Но, кажется, число тех, кто этот альбом слышал, в "Точке" было невелико.
Это, признаться, не так уж и важно: сейчас Бамбаата не столько музыкант, сколько проповедник. Он ездит по миру, несет свет хип-хоп-учения, пропагандирует свой мистический кружок Zulu Nation и громогласно излагает довольно путаную черную метафизику, основной смысл которой в том, что все мировые религии вышли из Египта. Выступление в духе "приехал жрец" поначалу проходило довольно вяло: вышедшего на сцену Бамбаату обступили его помощники и местные адепты, среди которых выделялся Децл, и долго что-то там мудрили спинами к зрителям под не сильно выразительный хаус. Когда зрители уже начали подозревать, что вот это, собственно, и есть выступление легенды и принялись размышлять, чем же себя развлечь, помощники вдруг сгинули, Бамбаата подбоченился, рявкнул в микрофон "Wazzup, Moscow!" и шваркнул на вертушки старинный хип-хоп и фанк.
Тут-то и началось самое неожиданное. Два парня, которых он привез с собой, прыгнули в толпу, расчистили пространство и продемонстрировали высокий брейк-дансерский класс (точнее, би-бойский - людей, которые двигают телом под хип-хоп, называют би-боями). Практически тотчас же компанию им составили местные би-бои - выяснилось, что немалое количество людей, собравшихся в "Точке", умеют вертеться ужом, стоять на голове и выделывать все положенные верхние и нижние брейки ничуть не хуже своих западных коллег. Вся эта танцевальная вакханалия с прыжками, братаниями, воплями и такими гимнастическими трюками, что и профессиональные акробаты позавидовали бы, продолжалась добрых часа полтора, и на Бамбаату внимания уже никто особенно не обращал, хотя играл он замечательно - всякие классические треки, от Принса до Джеймса Брауна и Grandmaster Flash, а позже - смешную музыку 80-х, вроде Эм Си Хаммера, с обрывочными цитатами даже из "Бон Джови", а под конец - довольно жесткий раггамаффин, причем его танцоры, когда выдохлись, принялись не менее удачно тарахтеть в микрофон (не без помощи все того же Децла).
Эта музыкальная программа и безо всяких танцев была достойна трехчасового стояния в не самом уютном клубе Москвы. А вместе - получилась грамотная реконструкция хип-хоповых сходок, которые Африка устраивал в Бронксе более 30 лет назад. Можно только позавидовать московским би-боям: подвигаться под живой сет Бамбааты - это как стиляге станцевать под Дюка Эллингтона. О Децле и говорить не приходится: его, можно сказать, сам Иоанн Креститель в реку окунул.