"Валериан Урываев" выходит в море

"В США, в нашей стране, в Японии проблема защиты от разрушительных волн, распространяющихся со скоростью реактивного самолета, стоит очень остро. С 1946 года в Тихом океане возникло около 20 цунами. Они разрушали порты Аляски, Гавайских островов, 8 из них принесли бедствие на японские берега. И у нас, в 1952 году, как известно, от цунами погиб город Северо-Курильск на острове Парамушир. (...) Специалисты СССР и США два месяца работали на научно-исследовательском судне "Валериан Урываев", испытывались, в частности, новейшие мареографы. Идея состояла в том, чтобы установить эти приборы непосредственно на дне, в его цунамиопасных участках. Экспедиция работала у берегов Японии. Деловые связи установились (...) и с международным координационным центром по цунами в Гонолулу". (...)
Парамуширское цунами 1952 года накрыло не только Северо-Курильск. Смело и нашу военно-морскую базу на острове Шумшу. Я говорил как-то с очевидцем. "С половину этого дома волна шла", - он кивнул на громоздкую "сталинку" напротив. Еще рассказал: со времен японской обороны 1945 года на берегу Шумшу оставались вкопанные танки. Их вырвало и, как спичечные коробки, разметало по острову. Да чего там! Недавняя индонезийско-цейлонско-малайзийская трагедия у всех на памяти. 300 тысяч погибших! Есть чего бояться.
Если вы чуть поднимите взгляд, то увидите человека, которого мы попросили прокомментировать давнюю известинскую заметку: Роман Вильфанд, директор Гидрометцентра России. В семидесятые он сам участвовал в подобных советско-американских экспедициях (правда, не по цунами, исследовались другие природные катаклизмы). Помнит и корабль "Валериан Урываев" - польской постройки, приписанный к Приморскому управлению гидрометслужбы.
- Упоминаемые в тексте мареографы - это приборы, которые расположены на дне и с помощью звуковых сигналов определяют высоту моря. Резкий подъем является признаком цунами. Сейчас от мареографов отказались, контроль со спутников надежнее.
Проблема тут вот в чем. Цунами - следствие подводных землетрясений. Прогнозировать землетрясения человечество пока не научилось. Значит - задача: если оно случилось, нужно максимально быстро определить эпицентр и магнитуду (показатель упругости колебаний земной коры); отследить подъем уровня воды и в случае зарождения цунами - определить зоны, по которым оно пойдет, оповестить спасателей, население - в общем, весь комплекс мер. На все про все - примерно час, цунами не ждет, действительно скорость его распространения - 600-800 км в час. Насколько механизм надежен? С 1952 года у нас было два цунами - оба раза тревогу подняли вовремя. Тьфу-тьфу, чтобы новых испытаний не выпадало. В странах Юго-Восточной Азии системы наблюдения нет - может, потому последствия оказались столь страшны.
Роман Вильфанд отметил еще вот что. 1976 год - время "холодной войны", противостояния СССР и США. Но все эти годы политики по умолчанию не вмешивались в дела метеорологов. (Вспомнил лишь один случай: наш Гидрометцентр должен был из Америки получить сверхмощный по тем временам компьютер, но не вышло: в США сочли его "техникой двойного назначения"). Наши и американские специалисты работали (и работают) в теснейшем контакте, постоянно обмениваясь зондажной и научной информацией. И это нормально. Частице воздуха, которая сегодня в Подмосковье, а через неделю над Сиэтлом, на политику плевать. И цунами - тоже.