"Туркмения и Белоруссия - кандидаты на революцию"
известия: Возможно ли сотрудничество между Россией и США по урегулированию ситуации в Киргизии и в перспективе - на всем постсоветском пространстве?
Ариэль Коэн: Российское руководство уже извлекло уроки из событий на Украине и в Грузии. Режимы, которые были сброшены, исчерпали запас доверия. То же самое случилось и в Киргизии. Так что все произошедшее имеет минимальное отношение к российско-американской геополитике - эти революции не направлены против России.
Если США заняли нишу "чемпиона демократии" в мировом масштабе, то почему бы России не попытаться занять эту нишу, применив творческий подход к постсоветскому пространству. Нужно договориться о том, что является приемлемыми параметрами политических режимов и систем, каким образом в эти политические системы вписываются те, кто является самым явным нарушителем норм (которые, по заявлениям России, она тоже поддерживает): демократический выбор власти, спокойная работа СМИ. Россия и США давно могли бы наладить диалог и предпринять совместные действия по распространению демократии на постсоветском пространстве. Такие возможности были, кстати говоря, упущены в Туркмении и Белоруссии.
известия: Навсегда?
Коэн: Туркмения, безусловно, кандидат на революцию из-за нечеловеческого зажима, осуществляемого режимом туркменбаши. Но в Туркмении у России свои газовые интересы. А интересы партнеров всегда надо учитывать и не повторять ошибок Ирака. Такого рода диктатор, как Лукашенко, не воспринимается в XXI веке ни США, ни ЕС. Уже обрыдл не только белорусской элите, но и все больше и больше мешает Москве - он не управляем. Он с большим желанием будет президентом пусть изолированной, но независимой Белоруссии, чем исполняющим обязанности российского надсмотрщика в Белоруссии.
Вопрос в том, каким образом его режим может поменяться. Есть определенный слой населения, который его поддерживает, - это тот слой, который в России голосует за коммунистов и Жириновского. Образованная городская элита его не поддерживает. Насколько его реально поддерживают силовые структуры? В Киргизии, в Грузии, на Украине в народ никто стрелять не стал.
Россия может быть лидером в этом процессе, а может быть ведомым. Это вопрос политической воли и политического умения. Если это все утрясается и сочетается с ЕС и США, я вижу достаточно быстрый, плавный и, возможно, не кровавый процесс строительства демократии в Белоруссии. Если этого не произойдет, Лукашенко может кончить очень плохо - к примеру, как Милошевич. Убийства оппозиционных лидеров будут висеть на нем.
известия: Возможна ли революция у ближайшего соседа Киргизии - Казахстана?
Коэн: Назарбаев четко ориентирует Казахстан на эволюционный путь. В какой степени это удастся ему и народу Казахстана, зависит от политики самого Назарбаева и политики его оппозиции. Пока оппозиция дробится, а не объединяется. У нее нет четкого лидера. К тому же там достаточно высокий уровень жизни - особенно в тех местах, от которых многое зависит в Алма-Ате, Астане. Само же казахстанское руководство очень гибкое и прагматичное.
известия: Насколько серьезно США и ЕС работают с российскими неправительственными организациями? И способна ли Россия быстро и эффективно наладить работу с НПО в странах СНГ?
Коэн: У России нет современной модели работы с НПО за рубежом. Причина - и в отсутствии денег, и в не особом умении работать. Наша работа с российскими НПО особенно активно велась в 1990-е годы и продолжает вестись сейчас, но что касается средств, то сегодня Государственный департамент США выделяет средства на работу в мусульманском мире. По всему постсоветскому пространству, в том числе и в России, идет сокращение ассигнований. К примеру, на Украине конгресс в три раза урезал ассигнования, которые просила администрация Буша на поддержку правительства Ющенко. Российский бизнес, к слову, имея свои интересы в странах СНГ, может начать сотрудничество с НПО на постсоветском пространстве. Но, к сожалению, у бизнеса чаще берет верх прагматичный подход - дешевле купить чиновника, чем строить программы с дальним прицелом.
известия: В чем заключаются ключевые ошибки России и США на постсоветском пространстве?
Коэн: Россия всерьез не воспринимала оппозицию, и в Грузии и на Украине они вменяемые, светские, получившие образование в СССР и говорящие на русском. И они могут за это обижаться. К тому же их воспринимают как младших братьев, которых можно строить, а они не хотят строиться. Они предпочитают быть президентами, министрами, послами, а не секретарями райкома, и даже не секретарями местного ЦК. Нужно перестраивать мозги, чтобы относиться к ним как к представителям соседних, но независимых государств. И когда этот перелом произойдет в головах у российских чиновников и элиты, то тогда все будет налаживаться. Это уже было и со странами Балтии, когда в России в 1990-е годы некоторое время игнорировали страны Восточной Европы. Те времена прошли, но ценой вопроса оказалось их вступление в НАТО и ЕС. Может быть, нужно подождать, пока Грузия вступит в НАТО и ЕС?
Теперь об ошибках Америки. У США - скорее не ошибки, а высокие ожидания, которые могут привести к разочарованию. Думали, что с "революцией роз" в Грузии все станет очень хорошо и очень быстро, но есть структурные проблемы - коррупция, политическая культура, серьезные экономические проблемы. Налаживание ситуации займет годы и хватит ли у грузин терпения, я не знаю. В Киргизии будет еще сложнее.
известия: У США терпения хватит?
Коэн: Надеюсь, хватит. Нельзя ожидать мгновенного результата.
Анекдот в тему (совместно с www.anekdot.ru)
На прошедших выборах подавляющее большинство населения Белоруссии высказалось за президента Лукашенко. А подавляемое - против