Вечные ошибки
Строить в центре города или нет, и если строить, то как этот процесс регулировать? Чтобы начать разговор на эту острую для города тему, участники обсуждения для начала посмотрели на слайдах те объекты элитной застройки в центре города, где градостроительные принципы были грубо нарушены. Этих адресов много, но самые известные - отель на Почтамтской, 4, с огромным стеклянным куполом, дом у Казанского собора, жилой комплекс на Шпалерной, изменивший перспективу Смольного собора, элитный дом у Михайловского замка, комлекс "Серебряные зеркала", квартал плотной застройки "У Ростральных колонн", строительство высотного дома на Выборгской набережной с призывной надписью "Пент-хаузы" на фасаде.
Представители КГИОП назвали просмотр "работой над ошибками", то есть признали, что эти новостройки в центре нарушили облик города. А ведь исторический центр Петербурга объявлен "ЮНЕСКО" объектом культурного наследия. В основном именно здесь группируются 7 тыс. памятников, охраняемых государством. Охраняемых плохо, так как 90% требуют срочной реконструкции и реставрации, а полторы тысячи находятся на грани уничтожения. В то же время процесс застройки в историческом центре так называемых лакун идет полным ходом. Конечно, после введения высотного регламента в апреле прошлого года застройщики вынуждены считаться с новыми требованиями, однако все здания, решения по которым принимались до этого и часто в обход КГИОП, останутся и никаких санкций к их создателям применяться не будет, объяснили представители комитета.
Возникает еще один важный вопрос, ответ на который пока неизвестен. С введением новой схемы охранных зон, в соответствии с которой строительство в центре должно по идее ограничиться лишь реставрационными работами, удастся ли избежать давления, которое может последовать со стороны тех или иных инвесторов и российского правительства? Именно постановлением правительства зона у Мариинского театра была названа "зоной особого градостроительного регулирования", в которой разрешено новое строительство. И теперь ведутся переговоры с архитектором, который только сейчас постигает особенности петербургской архитектуры. С ним уже договорились о снижении высоты его здания на 4 метра. На вопрос, а удастся ли воспрепятствовать, скажем, какому-нибудь решению "Газпрома" построить в центре высотный дом, представители КГИОП, ответили, что, возможно, не удастся. Тогда чего стоят разработка охранных зон и утверждение их в новом Генплане?
Остается надеяться на то, что, как подчеркнул директор Эрмитажа Михаил Пиотровский, принятые документы "понизят амбициозность и агрессивность нового строительства в центре". И на то, что, по мнению всех участников обсуждения, со времен деятельности группы "Спасение" (выступающей против сноса дома Дельвига и реконструкции здания гостиницы "Англетер") в городе не было столь широкого обсуждения охраны нашего наследия, названной в ходе нынешней дискуссии "новой петербургской идеей".
Александр Марголис, гендиректор Международного фонда спасения Петербурга:
- Угроз историческому наследию на самом деле много. Например, план реконструкции Летнего сада. Идея восстановить там постройки XVIII века приведут к безответственному новоделу. Вроде бы все законно – не строим, а воссоздаем. В Москве это происходит повсеместно – сносят особняк и из бетона возводят новый. В Петербурге не должно быть театральной бутафории.
Михаил Пиотровский, директор Эрмитажа:
- Меня беспокоит жилищное строительство в центре, так как при этом не реставрируются старые жилые дома. Строительство создает еще и много аварийных ситуаций, ведет к осадкам и трещинам в старых зданиях. Согласия жителей при этом не спрашивают. В Амстердаме мы не могли открыть наш небольшой музейный филиал, пока все жители квартала не сказали "да". Считаю, что новые постройки в центре должны появляться лишь в исключительных случаях.
Андрей Исаев, генеральный директор ЗАО "ПАН":
- В центре новые здания не самые худшие. А вы посмотрите, что строят на периферии города! Стыдно ездить по Московскому проспекту. Через 15-20 лет эти панельные дома со страшными облупившимися фасадами нужно будет сносить.
Борис Кириков, зампредседателя КГИОП:
- Не будем говорить о спальных районах – они не скоро станут объектом культурного наследия. Но, к сожалению, и новая архитектура, которую мы видим в центре, чаще всего не выходит на уровень не то что Росси и Растрелли, но и Штакеншнейдера. А строить есть где – например, на территории мебельной фабрики имени Халтурина.
Вера Дементьева, председатель КГИОП:
- Да, в городе есть лакуны – пустоты, где можно строить. Можно строить и на внутридворовых участках. Но возникает ощущение, что лакуны подступают все ближе к нашему "золотому ядру". Все чаще ставится вопрос о сносе старых, ветхих построек, хотя их можно и нужно сохранять. Хотелось бы принять четкие правила.