"Помогите Грефу, помогите себе"
"Настороженность бизнеса в отношении власти не преодолена", - заявил в своем докладе правительству Герман Греф. И это не единственная причина, которая сдерживает экономику. По его словам, на деловой климат негативно влияет "неэффективность мер по борьбе с коррупцией и другими криминальными явлениями". Чтобы исправить положение нужно принять "беспрецедентное количество документов", регламентирующих бюджетные расходы.
Однако Михаил Фрадков дал понять, что Герман Греф не устраивает его в роли главного составителя экономических планов. "Доклад не в полной мере отвечает требованиям, которые мы перед собой формулируем", - заметил премьер-министр. По мнению главы правительства, предложения МЭРТа слишком неконкретны. "Просто сказать вслух, что мы будем совершенствовать бюджетный процесс, уже недостаточно, Герман Оскарович", - наставительно заявил премьер. Именно из-за отсутствия "конкретного содержания", по словам Фрадкова, правительство так долго не может "разродиться" среднесрочной программой социально-экономического развития.
К критике программы присоединились и другие участники заседания. Глава профсоюзов Михаил Шмаков потребовал отменить подоходный налог для граждан, у которых доходы ниже прожиточного минимума. Министр транспорта Игорь Левитин потребовал выделения денег на строительство дорог, по которым перевозят экспортные товары.
После реплики Игоря Левитина Герман Греф был вынужден защищаться. Он напомнил премьеру, что ни одно из ведомств еще не представило отраслевых программ, которые бы включали в себя обоснованные инвестиционные проекты. "Ответственно заявляю - ни одной стратегии и близко не готово. И меньше всего готова стратегия по транспорту", - заявил Греф. По словам министра, аппарат правительства пытается навязать начало реализации отраслевых программ уже в этом году, но до конца года эти стратегии в лучшем случае удастся написать. "Реализовывать пока нечего, - предупредил глава МЭРТа. - Я, конечно, готов представить программу реформ за каждого". Затем министр пожаловался на волокиту в аппарате правительства, из-за которой месяцами не утверждаются важнейшие документы: трехлетняя экономическая программа, Водный кодекс, Лесной кодекс, а также стратегия развития банковского сектора.
"Вот сейчас начался серьезный разговор", - обрадованно сказал Михаил Фрадков. "Быстрее надо делать. В десять раз быстрее, в двадцать раз качественнее", - поучал премьер подчиненных. Понимая, что Герман Греф не может написать программы за всех , Михаил Фрадков призвал остальных министров: "Помогите Герману Оскаровичу, помогите себе". Результатом усилий, по словам главы правительства, должно стать "напряжение в работе". Герман Греф требовал скорейшего принятия трехлетней экономической программы. Вместо нее Михаил Фрадков предложил Герману Грефу составить планы работы правительства до июня. Уже после заседания глава МЭРТа не стал сдерживать эмоций. Журналистам он заявил, что с радостью интегрирует в программу развития экономики предложения, которые позволят выйти на темпы роста выше 7% в год. Но тут же оговорился, что правительство уже не раз в ходе согласований вместо "арабского скакуна получало верблюда".