"Я хочу взять зал мягко"
Чтобы оценить всю неожиданность происходящего, следовало иметь в виду, что присутствие Ирины Богушевской в радио- и телеэфирах стремится к абсолютному нулю, а традиционная ее площадка - это тихий, полумаргинальный ЦДХ: тут ее камерные представления проходят довольно регулярно и собирают одну и ту же, небольшую по объему, проверенную публику. Во МХАТе же по сравнению с обычными концертами певицы все было чрезвычайно масштабно, не сказать грандиозно: недешевый свет, приличные декорации, внушительный аккомпанирующий ансамбль, составленный из известных инструменталистов г. Москвы - от блюзового гитариста Ивана Жука до тромбониста из почившего "Квартала" Александра Дедковского и кубинского контрабасиста Абелардо Альфонсо Лопес Качао. Концерт даже снимали несколькими камерами в расчете на грядущий DVD, и операторы подолгу и с удовольствием останавливали свое внимание на полностью, до отказа набитом зале. Эта ласкающая глаз картинка означает как минимум, что практика альтернативного музицирования - без рекламной поддержки, зависимости от СМИ и крупных музыкальных концернов - потихоньку приживается и у нас.
Работающая на стыке прихотливой авторской песни и изящного страноведческого шансона Богушевская, как никто, заслужила этот успех. Она ведь по сути составляет аккуратный фотопортрет всей той музыки, которую интеллигентная публика скупает в соответствующих разделах CD-магазинов. От румбы к босанове, от романсов Вертинского к шанхайскому джазу, от аргентинских танго к тихим фортепианным блюзам - вся эта патефонная Аркадия так и ждет, чтобы к ней добавили женских вздохов и фиалковой лирики про любовь и расставания. По всему миру девушки разных лет и ретроориентированные коллективы записывают в сходном духе целые пластинки, так что Богушевская оказывается где-то между Ариэль Домбаль, Мадлен Пейру, Pink Martini и саундтреком к "2046". Это серьезная заявка - но, правда, и серьезная ответственность: все же приходится соревноваться не с Марией Ржевской, а с кем-то вроде Марлен Дитрих. И тут приходится признать, что очаровательная женщина Ирина Богушевская к таким заявкам и залам вроде мхатовского пока не очень готова. Со своим довольно небольшим голосом она управляется отважно, но на одном интимном шепотке все эти медленные фокстроты не вытащишь, а полноценно распеться ей удалось лишь к концу первого отделения. Да и музыканты, по крайней мере в той части программы, которая была посвящена жобимовским босановам с русскими текстами, действовали очень уж неуклюже: как пелось в другой известной песне, "на Аргентину это было непохоже". А похоже это было скорее на картонные декорации с изображением бразильских, к примеру, лесов - нарисовано, что и говорить, умело и с чувством, но живой, дышащий лес - это все-таки немного другое. Даже контрабасист Лопес, исполнивший в коротких технических перерывах "Гуантанамеру" и "Chan Chan", звучал куда более живо и внятно.
К счастью, обещанное в начале "я хочу взять зал мягко" все-таки дало о себе знать ближе к финалу концерта, когда Ирина распелась, музыканты расшалились, публика окончательно растрогалась и потребовала на бис заглавную песню с альбома - выдающиеся "Нежные вещи", исполняющиеся а капелла. Вот они-то заслуживают самых лестных сравнений - и не с Мадлен Пейру, а едва ли не с Бьорк. Завершился же концерт на вполне комичной ноте - выяснилось, что первые две песни не записались и нужно переписать их заново. Убрали со сцены цветы, приглушили свет, Богушевская переоделась в тот костюм, в котором она начинала выступление и, безуспешно пытаясь "не расколоться", сообщила в микрофон: "Добрый вечер. Я очень рада приветствовать вас здесь, в этом зале". Публика встретила это заявление дружным смехом и аплодисментами.
DVD, судя по всему, выйдет что надо.
Родом из театра
Актриса и певица Ирина Богушевская занимается сольным творчеством уже довольно давно - с середины 90-х. За это время она успела выпустить две пластинки - "Книга песен" (1996) и "Легкие люди" (2000) и еще одну - совместно с Александром Ф. Скляром: "Бразильский крейсер", составленный из песен Александра Вертинского. Это был и остается своеобразно понятный и очень театрализованный дамский шансон (в чрезвычайно хорошем смысле этого слова), на который в Москве находится достаточно любителей, чтобы регулярно наполнять небольшие клубные залы и площадки типа ЦДХ. Как и группа "Несчастный случай", Ирина - питомец студенческого театра МГУ, и влияние тамошней эстетики, сформировавшейся под сильным влиянием бардов Иващенко и Васильева ("Ивасей"), в ее песнях можно проследить до сих пор - как и влияние собственно "Несчастного случая", с которым Ирину связывают давние дружеские отношения.
Богушевская некоторое время работала радиоведущей на почившей радиостанции "101", спорадически появлялась на телеэкране (и в этом году, очевидно, появится вновь) и совсем недавно сыграла роль Анюты в мюзикле "Веселые ребята", поставленном Ириной Апексимовой, но все-таки основное время уделяет записям, концертам и вскармливанию своей не гигантской, но очень преданной аудитории. Им, и только им, отдан на откуп очень профессиональный и обширный сайт www.bogushevich.theatre.ru, где певица регулярно и подробно отвечает на вопросы, ведет летопись своей жизни и где даже можно скачать концертный альбом, доступный только на сайте и больше нигде.