Нужны ли поправки к Конституции России

Я долго колебался, выступать ли по этому поводу, памятуя известную сентенцию Гамлета: подчиненный, не встревай в спор государей, когда они выясняют отношения между собой. Но все же решился "встрять" - по чувству долга и важности предмета спора. В какой-то степени меня оправдывает тот факт, что еще в 60-х годах я руководил подготовкой первой послесталинской, "хрущевской" Конституции. Тогда мы впервые предложили модель президентской республики и всенародно избираемого двухпалатного парламента. Кроме того, мне довелось участвовать в подготовке нынешней, так называемой "ельцинской" Конституции России.
Я хорошо помню дискуссию на заключительном этапе ее обсуждения. Когда президент на последнем заседании Конституционной комиссии предложил всем нам подписать текст проекта Конституции, выступил Аркадий Вольский с важными поправками, вслед за ним подняли руки и многие из нас. Однако Б.Н. с веселой ухмылкой сказал: давайте считать, что вы не подписываете текст проекта, а только фиксируете факт своего участия. И мы по старой привычке покорно потянулись на сцену ставить свои подписи...
Используя некоторые неясности и нестыковки в Конституции страны, Борис Ельцин осуществил своими указами такие крупнейшие акции, как неадекватная приватизация народной (государственной) собственности; изъятие средств населения путем дефолта (а ранее - "шоковой терапии"); использование не по назначению зарубежных займов; продление сроков сверх положенных президентам ряда республик; правительственная чехарда. Без серьезного обсуждения в парламенте он принял решение о развертывании военных действий в Чечне.
Еще шесть лет назад я выступил с предложениями о конституционной реформе в одной из газет и одновременно с острой критикой злоупотреблений властью, нарушений конституционных норм тогдашним президентом. Этим заинтересовались руководители некоторых партий, и мы вместе с вице-президентом Российской академии наук Владимиром Кудрявцевым подготовили свои предложения. Однако дело дальше этого не пошло.
Уверен, что сейчас настало время, чтобы обсудить вопрос не о конституционной реформе, так как многие из прежних ошибок исправлены, прежде всего элиминировалось "указное право". Началась, хотя и вяло идущая, смена прежней политической элиты, что в других странах происходит на второй день после избрания нового президента. Поэтому сейчас может идти речь, скорее, о поправках к Конституции России, которая действует уже более десяти лет.
На мой взгляд, сама практика подобных поправок общепринята в мире. Достаточно сослаться хотя бы на опыт США, где посредством поправок были сделаны чрезвычайно важные дополнения к Конституции. Повсеместно считается, что лучше в необходимых случаях принять поправки, чем пытаться явочным порядком на деле внедрить изменения в Основной закон и тем самым бросить тень на конституционный порядок в целом.
Не входя здесь в детали, полагаю, что поправки могут касаться, по меньшей мере, следующих вопросов: 1. О выборах депутатов в Государственную думу РФ; 2. О порядке назначения (избрания) губернаторов; 3. О порядке формирования Совета федерации; 4. Об уточнении процедуры избрания президентов республик в составе РФ; 5. О наделении Государственной думы РФ правом проведения парламентских расследований; 6. О новых формах интеграции Российской Федерации с другими государствами СНГ; 7. Об обеспечении интересов населения РФ в использовании недр и земельных угодий страны; 8. О гарантиях компенсаций льгот отдельным категориям граждан и др.
Особенно остро стоит вопрос о поправках к статьям о свободе СМИ. Нужно урегулировать по меньшей мере две проблемы: первая - о жесткой зависимости органов СМИ от капитала; вторая - о вмешательстве в свободу слова государственных чиновников.
Публичное обсуждение и решение в парламенте названных и иных конституционных проблем позволило бы укрепить основы законности и послужило бы деловым ответом на критику не только давно отошедшего от дел бывшего президента РФ, но и многих оппонентов внутри и вне страны.
Автор - председатель Научного совета по политологии РАН