Гоев ковчег
Аншлаг мог быть и повнушительней, все-таки приезд The Klezmatics - большое событие не только для любителей собственно клезмера. Именно эта группа раньше других придумала совместить еврейский мелос с тем авангардным джазом, которым промышляют музыканты, входящие в орбиту нью-йоркского даун-тауна. Возникшая не без влияния шального гения Джона Зорна, The Klezmatics быстро стала очень важным явлением на и так перенасыщенной джазовой карте Нью-Йорка и непременным гостем на всех основных музыкальных фестивалях мира. Музыканты слушали старые скрипящие пластинки на 78 оборотов с песнями на идиш и выдумывали, как их половчей и поизобретательней аранжировать, а параллельно обрастали множеством сайд-проектов. В результате The Klezmatics превратились в настоящий dream-team, команду суперпрофессионалов, причем не обязательно еврейского происхождения, с интересами в самых разных областях, от болгарского и ирландского фолка до раннего американского свинга. Больше всего проектов у самого известного участника The Klezmatics, трубача Фрэнка Лондона, который уже несколько раз приезжал в Москву, - в этом списке есть духовой пробалканский оркестр Klezmer's Brass Allstars, надрывно-психоделическая группа Hasidic New Wave, коллекция мистических песен Nigunim и The Zmiros Project и диск с церковной музыкой Invocations, выпущенный на лейбле Зорна Tzadic. Вообще стараниями музыкантов из The Klezmatics стало ясно, что еврейский вопрос можно с успехом поднять в любой музыкальной компании - исполняя ли фри-джаз, македонский фольклор, венгерский чардаш или, к примеру, хип-хоп (как на альбоме Solomon & Socalled Hiphopkhasene, где тоже играет Фрэнк Лондон). Все эти влияния с успехом можно обнаружить на альбомах The Klezmatics, и именно их хотелось услышать на их первом выступлении в России.
Результат, однако, несколько разочаровал. То ли место показалось группе чересчур камерным и уютным, то ли публику вообще решили не пугать понапрасну, но только играли музыканты в основном духоподъемные идиш-песенки типа "возьмемся за руки, друзья". Нет слов, и такой интимный и жутко слаженно сыгранный вариант корневого клезмера способен вызвать самые приятные эмоции, но в результате вечер принял удушающе-дружелюбный вид семейных посиделок в кругу родственников по маминой линии. От музыкантов столь высокого класса ждали все-таки большей изощренности, тем более что на сольных альбомах каждого из них встречаются порой такие высоколобые импровизации, что не всякий поклонник Зорна вынесет. В зале их собралось, впрочем, немного, хотя, видимо, именно они громко выражали свое недовольство, крича "джазу давай" и до смерти пугая мирных членов московской еврейской общины. А вот джаза-то как раз и не было, и понять, отчего Фрэнка Лондона раньше сравнивали с Майлзом Дэвисом, казалось невозможным. Разве что ритм-секция - барабанщик Дэвид Лихт и басист Пол Морриссетт, похожий на Сергея Довлатова, изредка разрушали этот приторный оптимизм, но разрушить до конца так и не смогли.