Десять долларов за авиабезопасность
О сроках действия нового налога в Минтрансе пока не говорят. "Сбор будет введен на определенный период для оснащения объектов аэропортов современными средствами безопасности", - заявил глава Федеральной службы по надзору в сфере транспорта Александр Нерадько. По его словам, в первую очередь деньги пойдут на закупку детекторов по обнаружению взрывчатых веществ и современных систем видеонаблюдения. Нерадько считает, что введение сбора не приведет к существенному увеличению тарифов. Однако сами перевозчики заявляют, что не намерены компенсировать этот сбор пассажирам за собственный счет.
"Участие государства в решении проблем авиабезопасности можно только приветствовать: раньше этот вопрос финансировался только за счет авиакомпаний и аэропортов, - сказал "Известиям" заместитель генерального директора "Аэрофлота" Лев Кошляков. - Что касается тарифов, то они увеличатся на сумму, определенную государством в качестве сбора на нужды авиабезопасности".
В первый раз о готовности государства финансировать усиление мер безопасности в аэропортах заявил министр транспорта Игорь Левитин после августовских авиакатастроф. Министр обещал, что правительство профинансирует обновление технических средств досмотра аэропортов на сумму в $9 млн. Теперь к этому вопросу государство намерено привлечь и рядовых пассажиров, для которых усиление мер безопасности пока проявляется лишь в виде неудобств и потери времени: сегодня процедура регистрации в аэропортах сопровождается тотальным досмотром. Теперь пассажирам рекомендуют приезжать не за два, а за три часа до вылета.
Инициативу в вопросах усиления авиабезопасности проявляет не только Минтранс. МВД намерено реализовать свою давнюю идею по сопровождению самолетов сотрудниками милиции. Причем делаться это будет на платной основе за счет перевозчиков, которые, в свою очередь, отыграются опять на пассажирах. По словам первого замминистра внутренних дел генерал-полковника Александра Чекалина, в системе министерства уже в скором времени появится новое подразделение - служба авиашерифов. Эта идея не встречала поддержки в Минтрансе и у большинства российских перевозчиков, которые считали, что преступникам не составит труда разоружить милиционеров и завладеть их табельным оружием. Однако в МВД нашли способ, как нейтрализовать эту угрозу. По словам Чекалина, офицеры будут сопровождать рейсы в штатской одежде, не привлекая к себе внимания.
Сопровождение рейсов вооруженными милиционерами практиковалось еще в советское время, вплоть до начала 80-х годов. Этот опыт был не всегда успешным. Так, например, 17 мая 1973 года милиционер на рейсе Москва-Чита, пытаясь обезвредить террориста, выстрелил в него. В итоге сработало взрывное устройство, и самолет разбился.