Перейти к основному содержанию
Прямой эфир

Венецианская биеннале: 10 хитов современной архитектуры

Проходящая сейчас в Венеция 9-я архитектурная биеннале, в которой принимают участие практически все ведущие зодчие мира, - это самый крупный смотр достижений новейшей архитектуры. "Известия" предлагают рейтинг десяти хитов биеннале. Они же - хиты архитектуры XXI века. 10-е место: Банк на грани падения. Бюро Behnish, Behnish & Partner. Северогерманский банк. Ганновер. Строительство завершено в 2002 году. Традиционно банковские здания своей солидной и прочной архитектурой демонстрировали надежность самого банка. Какие-нибудь могучие дорические колонны были особенно уместны. Здесь - совсем другое. Огромная 80-метровая башня выглядит очень неустойчивой, она с трудом балансирует, кажется, вот-вот накренится и рухнет
0
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл
Проходящая сейчас в Венеция 9-я архитектурная биеннале, в которой принимают участие практически все ведущие зодчие мира, - это самый крупный смотр достижений новейшей архитектуры. "Известия" предлагают рейтинг десяти хитов биеннале. Они же - хиты архитектуры XXI века.

10-е место: Банк на грани падения

Бюро Behnish, Behnish & Partner

Северогерманский банк. Ганновер. Строительство завершено в 2002 году

Традиционно банковские здания своей солидной и прочной архитектурой демонстрировали надежность самого банка. Какие-нибудь могучие дорические колонны были особенно уместны. Здесь - совсем другое. Огромная 80-метровая башня выглядит очень неустойчивой, она с трудом балансирует, кажется, вот-вот накренится и рухнет. Современная архитектура отказывается от традиционных образов и стереотипов: раз платежи осуществляются через компьютер, то и банковская архитектура должна быть скорее техногенной, нежели солидной. Банк, как и сами деньги, стал некоей виртуальной реальностью, которой не страшны падения.

Функционально здание очень удобное, все оно разбито на кубики, каждый из которых сомасштабен человеку. Здесь работает около полутора тысяч служащих. Кроме того, геометрические объемы банка соответствуют геометрии окружающей его городской застройки XIX века. Так современная архитектура вживается в ткань старого города, показывая свое уважение к его древности и одновременно демонстрируя достижения новейших технологий. Город постоянно развивается и меняется, говорят архитекторы, и наша задача - сохранить хотя бы некоторые черты его классического облика.

9-е место: Инъекция деконструктивизма

Микеле Сае. Аптека. Париж. Строительство завершено в 2004 году

После Центра Помпиду и Луврской пирамиды строить в Париже - одно удовольствие. Город допускает любую архитектуру - его желто-коричневому песчанику нипочем вторжение стекла и бетона.

Аптека Микеле Сае не столь радикальна, как "большие проекты" Миттерана (арка Дефанса, пирамида Лувра и т.д.), - ее стеклянный фасад лишь намекает на вторжение современной архитектуры в престижный район Елисейских Полей. Это, так сказать, инъекция деконструктивизма в эклектику XIX века - деконструктивизма мягкого, пластичного, не агрессивного. И этого достаточно, чтобы оживить, обновить старое место и заново обратить на него внимание горожан.

8-е место: Архитектура как реклама

Тойо Ито. Магазин Tod's. Токио. Проект

Великолепный образец "рекламной архитектуры". Магазин знаменитой итальянской обуви виден издалека не потому, что на нем красуется огромная вывеска, а потому, что само здание светится на фоне рядовой застройки. Архитектура призывнее любой рекламы приглашает зрителя (он же - покупатель) войти внутрь.

Но японцы не были бы японцами, если бы не боготворили природу: все здание построено так, чтобы на его фасаде высвечивались силуэты окрестных деревьев. Темные полосы на стенах усиливают этот эффект.

7-е место: Наглый театр

Даниель Либескинд. Театр Гранд-Каналь. Дублин. Проект 2004 года, строительство ведется

Даниель Либескинд - один из изобретателей деконструктивизма - самого агрессивного направления в современной архитектуре. Деконструктивистские постройки своими острыми гранями нагло врезаются в ткань города, нарушая сложившуюся веками гармонию и создавая беспокойную, нервную атмосферу. Такие здания не строят в центре города - слишком сильно они диссонируют с исторической застройкой. Но зато прекрасно смотрятся в спальных районах. Здесь, в окружении тусклой архитектуры 60-х и 70-х годов, они выглядят настоящими шедеврами. Они больше не кажутся агрессивными, напротив, они привлекают публику своими странными и интересными формами. Представьте: такой вот театр построили бы в Бутове - смотреть на него ездила бы вся Москва, а само Бутово превратилось бы в самый модный район города.

6-е место: Вокзал из будущего

Арата Исодзаки. Вокзал во Флоренции. Конкурсный проект 2002 года

Мы постепенно дошли до бионики - самого модного направления в современной архитектуре. Едва ли не половина всех проектов, представленных на архитектурной биеннале в Венеции, выполнена именно в этой стилистике. Какие-то космические ландшафты и структуры, в которых человек ощущает себя героем марсианских хроник.
Арата Исодзаки, делая проект реконструкции старого флорентийского вокзала, нагородил черт-те что: какие-то гигантские кишки, нависающие над платформой. Это архитектура из будущего: сегодня пассажиры едут из Флоренции в Рим, завтра - полетят в космос. Органические формы должны смягчить ощущение грубой и техногенной атмосферы вокзала.

5-е место: Мобильный театр

Питер Айзенман. Музыкальный театр. Сантьяго де Компостела. Проект 1999 года, строительство ведется

Питер Айзенман получил на Венецианской биеннале "Золотого льва" за вклад в современную архитектуру. Есть за что: он - один из крупнейших мастеров современности, автор десятков построек в разных стилях. Сегодня Айзенман увлекся модной бионикой. Его Музыкальный театр - это тактильная, пластичная и мобильная структура, созданная на основе органических форм. При этом театр наделен всеми необходимыми функциями: два зала на 1 500 и 450 мест предназначены как для оперных и балетных постановок, так и для камерной музыки и даже конференций.

4-е место: Цветная архитектура

Жан Нувель. Концертный зал. Копенгаген. Проект 2002 года, строительство ведется

Как оживить аскетичный северный пейзаж? Жан Нувель решил проблему цветом, превратив все внешние и внутренние стены концертного зала в цветные стеклянные плоскости. Снаружи - синий, внутри красный. Самое интересное - фойе: как место встречи интерьера и экстерьера, оно раскрашено в разные цвета. По ночам в фойе будет включаться специальная подсветка, превращая его в мистическое пространство, наполненное игрой света и тени на цветных поверхностях стен. Так сугубо функциональное здание становится само по себе зрелищным шоу.

Кстати, зрители в зале сидят как на стадионе - со всех сторон вокруг сцены.

3-е место: Архитектура как путешествие

Массимилиано Фуксас. Здание Миланской ярмарки. Проект 2003 года, строительство ведется

Это самое крупное ярмарочное здание в Европе, а, возможно, и в мире: сотни метров в длину, более двух миллионов (!) квадратных метров площадей. То есть задача построить такое здание (оно расположено на окраине Милана) - не только архитектурная, но и ландшафтная. Строго говоря, это дорога, перекрытая стеклянной крышей. Посещение ярмарки превратится в настоящее путешествие, к которому зовет не только необходимость посмотреть экспонаты, но и сама архитектура здания: в простые геометрические объемы постоянно вторгаются какие-то органические, выпуклые или вогнутые, элементы.

2-е место: Народная плаза

Бюро Coop Himmelb(l)au. Опера. Кванджу. Проект 2002-2003 годов

Настоящий шедевр бионики. В отличие от грубого, топорного колпака, придуманного Домиником Перро для нового Мариинского театра в Петербурге, австрийское бюро сделало очень изящную, изысканную стеклянную крышу-раковину, нежно покрывающую основной объем здания.

Архитекторы вспоминают здесь традицию больших оперных театров XIX века, которые становились настоящей иконой города (Гранд-Опера в Париже, Большой в Москве). Опера в Кванджу - это не просто сугубо функциональный музыкальный театр, но общественный центр, "народная плаза".

1-е место: Дом-воронка для ученых

Заха Хадид. Научный центр. Вольфсбург. Проект 1999 года. Строительство ведется

Заха Хадид - лауреат Притцкеровской премии (архитектурной нобелевки) этого года и главный герой Венецианской биеннале, на которой представлено сразу три ее проекта. Научный центр в Вольфсбурге, строительство которого вот-вот завершится, - самый крупный и важный из них.

Самое интересное - внутренняя структура этого гигантского здания. В нем нет этажей, нет и традиционного членения на комнаты. Внутренний объем разбит огромными "воронками", в некоторых из которых расположены рабочие помещения (главный вход, конференц-зал и т.д.), а некоторые используются лишь для освещения интерьеров.

Сама Заха Хадид говорит, что мотив "воронок" заимствовала из окружающего урбанистического пейзажа. Вместе с тем снаружи здание выглядит как классический образец деконструктивизма: своими острыми углами оно буквально врезается в мягкий и округлый пейзаж. Это сочетание двух главных трендов современной архитектуры - бионики внутри и деконструктивизма снаружи - кажется исключительно удачным. Поэтому мы и поставили проект Захи Хадид на первое место.
Комментарии
Прямой эфир