Prodigy. "Always Outnumbered, Never Outgunned". Maverick
Brazzaville. "Hastings Street". Soyuz/Zakat
Певец и саксофонист Дэвид Браун, основатель группы Brazzaville, был настолько поражен приемом, оказанным ему в Москве (набитый битком клуб "Б2" и восторженные материалы в столичных журналах), что новый свой альбом первым делом велел выпустить в России (на Западе он пока не продается). Сонная межконтинентальная болтанка Brazzaville пополнилась свежими впечатлениями: меж открытками из Нигерии, Ванкувера и Лос-Анджелеса притаился трек под названием «Ночной поезд на Москву», и поется в нем о блинах, грибах и б...дях. Да и весь альбом - как тот ночной поезд: укачивает, словно на верхней полке, убаюкивает тихоньким саксофоном и аккордеонными трелями, изредка потряхивает на перегонах, да еще сам Браун так раскатисто зевает в ухо! Для тех, кто внимательно и с нежностью прослушал первые три альбома Brazzaville, "Hastings Street" - верный повод группу разлюбить: музыка тут все же послабей и навевает не сон золотой, а какую-то сытую дремотную скуку. Те же, кому Brazzaville в новинку, имеют все шансы в нее влюбиться. Как в первый раз.
The Orb. "Bicycles & Tricycles". Sanctuary
На наших глазах один за другим отходят в мир иной заслуженные электронные группировки, важнее которых в 90-е никого не было. Недавно, к примеру, выпустив финальный альбом и отыграв концерт для 40 специально отобранных человек, красиво отмучилась группа Orbital. Не хочет успокоиться только Алекс Патерсон, лидер и на сегодняшний день единоличный представитель коллектива The Orb. По крайней мере, он сообразил, что в очередной раз выдувать свой фирменный эмбиент-даб - туманный, дымчатый, сотканный из сотен неопознаваемых кусочков музыки - в 2004 году не только старомодно, но и попросту глупо, и вывел на орбиту энергичную, почти что танцевальную пластинку c высоким процентным содержанием хип-хопа. Это как взять мастера времен династии Минь, всю жизнь рисовавшего тончайшие акварели, и попросить сделать баннер для веб-сайта. Баннер, что и говорить, вышел отличный, хотя страннее затеи не придумать. Кстати, в любви к этой пластинке во всеуслышание признается Андрей Мерзликин - Димон Ошпаренный из «Бумера».
The Roots. "Tipping Point". Geffen
Записываясь с джазменами (см. предыдущий обзор) и рэпперами, великий визионер Джеймс Браун грезил о новой, синкретической музыке - такой, которая объединила бы все главные достижения черного народа: джаз, рэп, фанк и соул. Примерно этим и занимаются серьезные люди из коллектива The Roots. Формально проходя по ведомству хип-хоп-культуры, The Roots умудряются впихивать в свои сочинения все, что только возможно. По мелочам они не размениваются: самая длинная и лучшая здесь вещь, "Why (What's going on)", длится 16 с лишком минут и успевает побыть фанком в духе Принца, остромодным хип-хопом, обширной вокальной импровизацией, словно с альбомов Бобби Макферрина, джазовым джемом, отрезом первостатейной студийной тишины и завершиться бесстыдным постельным соулом, которого не постеснялась бы и Шадэ. По ходу пластинки The Roots успевают потрогать за вымя гитарный рок, пламенный афробит, архивный рэп и основательно подергать за уши вконец обалдевшего слушателя.
Clinic. "Walking with Thee". Domino
По легенде свой первый альбом ливерпульцы из Clinic записывали, запершись на пару дней в гараже и питаясь исключительно амфетаминами и крепким кофе. Что получилось, знает каждый, кто видел рекламный ролик конфеток "Ментос" про ошалевших овец на мотоциклах: в нем как раз звучит музыка Clinic. Вторая их пластинка (переизданная сейчас для российского рынка) пугает не так сильно: изредка, почти что по инерции, ощериваясь панковским аккордом, Clinic скорее клонится в сторону прозрачной околоэлектронной меланхолии Radiohead - особенно в начале альбома. Сами Radiohead это оценили раньше прочих, пригласив группу с собой в тур Kid A. Пощелкивает минималистичный, в духе Suicide, синтезаторный бит, спотыкаясь, плетутся гитары, взвизгивает губная гармоника, мелькает сэмпл из Лори Андерсон (!) и хорошо, с оттяжкой, стонет вокалист. Затем сходство с Radiohead окончательно рассеивается, а поп-история пополняется как минимум двумя безусловными шедеврами («Come into our room» бесподобен).