Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Армия
Экипаж Ка-52 поразил опорный пункт и личный состав ВСУ в Курской области
Экономика
Приток средств в денежные фонды за год вырос вчетверо
Мир
Президент Ирана 17 января планирует посетить РФ для подписания договора о сотрудничестве
Мир
В сирийской оппозиции заявили о встречах в Анкаре и Дохе с представителями РФ
Мир
Пентагон отказался комментировать поражение F-16 в Запорожской области
Экономика
Компании начали активно открывать подразделения в регионах
Общество
Синоптики спрогнозировали туман и гололед в Москве 27 декабря
Экономика
Летные испытания импортозамещенных SSJ-100 New пройдут в начале 2025 года
Мир
СМИ сообщили о назначении экс-генсека НАТО главой Бильдебергского клуба
Мир
Ким Чен Ын сделал подарок долгожительнице из КНДР на 100-летний юбилей
Мир
Хуситы пригрозили скорым ответом Израилю на бомбардировки Йемена
Мир
Около 70 человек на борту затонувшего в водах Марокко судна пропали без вести
Спорт
РФС пожизненно отстранил одного из пяти футболистов за договорные матчи
Мир
Адвокаты президента Южной Кореи посетят заседание об импичменте
Культура
Новый год начнется с выхода фильма-сказки «Финист. Первый богатырь»
Армия
ДПК центра «Патриот» стала лучшей командой пожарных добровольцев в РФ
Общество
Глава Рослесхоза напомнил о штрафах за вырубку новогодних елей
Наука и техника
ИИ обеспечит высокое качество мандаринов на прилавках

Умри все живое

Змеиное шипение, клекот коростеля, тонны словесной руды, взнузданный детский хор, пригоршня колючих исландских фонем, звериные стоны, соло на губах, танец воды, много совершенно нечеловеческих криков и практически полное отсутствие обычных инструментов. Бьорк выпустила новый альбом. Чудачки с косичками, памятной по первым клипам, давно уж нет. С фотографий, выпущенных к новому релизу, мимо объектива глядит какой-то набеленный мешок с пустыми глазницами; мертвая оболочка странного, забытого в траве существа. У него уж конечно не окажется в запасе песни, пригодной к трансляции по радио, да даже и просто в компании живых, склонных к выпивке и разговорам людей. Чтобы прослушать альбом от начала до конца, требуется известное мужество. Альбом называется "Medulla"; соответствующая словарная статья предлагает два подходящих варианта - "костный мозг" и "сердцевина растений"
0
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл
Змеиное шипение, клекот коростеля, тонны словесной руды, взнузданный детский хор, пригоршня колючих исландских фонем, звериные стоны, соло на губах, танец воды, много совершенно нечеловеческих криков и практически полное отсутствие обычных инструментов. Бьорк выпустила новый альбом.

Чудачки с косичками, памятной по первым клипам, давно уж нет. С фотографий, выпущенных к новому релизу, мимо объектива глядит какой-то набеленный мешок с пустыми глазницами; мертвая оболочка странного, забытого в траве существа. У него уж конечно не окажется в запасе песни, пригодной к трансляции по радио, да даже и просто в компании живых, склонных к выпивке и разговорам людей. Чтобы прослушать альбом от начала до конца, требуется известное мужество - обычному человеку оно требуется для посещений отдельных особо актуальных выставок современного искусства, имеющих дело с гниением, разложением и распадом. Альбом называется "Medulla"; соответствующая словарная статья предлагает два подходящих варианта - "костный мозг" и "сердцевина растений". Терпи, слушатель: ты в мире сказок. Здесь принято говорить шепотом, пучить глаза, выступать в театрах, нанимать исполнителей поавангардней, шипеть огнем и изгонять из музыки последние остатки человечности. Здесь темно, сыро и страшно. Здесь, как принято думать, куется наше будущее.

Будущее звучит так: три минуты динамики давятся женским хрипом, подвешенным в пещерной тишине. Далее вступят и затихнут грустные дети. Пощелкает языком Докака, эксцентричный японец, исполняющий на губах разного рода песни, преимущественно чужие (от Slayer до King Crimson). Рыкнет в сторону Майк Паттон, экс-вокалист группы Faith No More (это, кстати, чудесная встреча - Бьорк и Паттон так давно и красочно клонятся к безумию, что рано или поздно не могли не найти друг друга). И мимо тягучих пауз, озер тишины и спрессованных в вату стонов проскользит, извиваясь, узнаваемый голос Бьорк Гундсмундоттир - певицы, которая все пытается разузнать, как выглядит музыка изнутри.

Эти поиски завели ее уже очень далеко: Бьорк последовательно отказалась от собственной группы, живых инструментов, струнных оркестров, клубной электроники и электроники прогрессивной, в конце концов оставшись наедине лишь с собственным вокалом. "Medulla" звучит так, словно ей никто не аккомпанирует вовсе: все треки сотканы из многократно усиленного, повторенного, искаженного, размноженного и засэмплированного человеческого голоса. Голос этот никуда не зовет и ничего не хочет сказать; он сам по себе - как эхо в горах или растущий тростник. Даже странно вспоминать, что начиналось все с сюжетных клипов и осмысленной лирики - сейчас на повестке дня размытые, несфокусированные выкрики, которые издает не человек, а какая-то поющая биомасса. История Бьорк со стороны выглядит как оползень, медленно и со страшным грохотом пожирающий скромные человеческие постройки. Зрелище завораживающее; правда, наблюдать за ним лучше все-таки издали. Собственного психического здоровья ради.

Человек тонкий и вовсе не безумный, Бьорк лелеет за своими превращениями вполне определенную философию. Предыдущий ее альбом, "Vespertine", был окантован тихим микроэлектронным потрескиванием, похожим на песнь вольфрамовой дуги в лампочке. Создал его калифорнийский дуэт Matmos, самая известная работа которого целиком слеплена из звуков, записанных в клинике пластической хирургии, а последний альбом, например, из криков крысы, запертой в клетке. Их фриланс для Бьорк автоматически переводил ее трагические колыбельные в разряд прогрессивного искусства. Сама же певица лишь недоуменно пожимала плечами. Вы не были, говорила она, в Исландии. Сходите, послушайте, как шумят гейзеры. Как трещит лед на ледниках. Я попросила Matmos устроить мне в компьютере карликовый потоп. Крошечное таяние ледников. Но, конечно, их и не сравнить с оригиналом. Все, что я спела или хочу спеть, каждый год исполняется в горах, в пещерах, у водопадов - силами гальки, ветра, травы и кустов, при полном отсутствии зрителей.

Сейчас, задним числом, кажется, что ничем другим ее история кончиться и не могла. Жан Кокто говорил о Марлен Дитрих: "Первая половина ее имени звучит как ласка, вторая - как удар хлыста"; более точного описания всего творчества Дитрих и не найти. Имя же Бьорк звучит как звонкий бульк камешка, брошенного в озеро: кому, как не ей, изображать фею земли и воды. И "Medulla" - это не просто набор утомленных вокальных фантазий. Они складываются в совершенно ясный образ: голый новорожденный человек, одиноко стоящий на земной коре. Он пытается научиться петь, нащупать в себе музыку и вытащить ее наружу. Еще не придуманы инструменты (потому их и нет на записи), да и мелодии только-только начинают складываться. "Medulla" - это доисторический вой, песня ветра, неумело повторенная человеком.

Беда только в том, что слушать его можно лишь из уважения к смелости художника. Ведь поет Бьорк все так же, а сочиняет - все хуже. И вся "Medulla" не стоит одной "I've Seen It All" из саундтрека к "Танцующей в темноте". Скажу крамольную вещь: очень неприятно стоять босиком на снегу. Так что - верните мне мою одежду. Пригласите людей, пусть войдут. Где у вас тут включается свет? Когда девушка выйдет из сумрака, дайте, пожалуйста, знать.

Схожу-ка на кухню - послушаю, как шипит газ.
Читайте также
Комментарии
Прямой эфир