Диски за неделю
The Bees. "Free the Bees". Virgin
Довольно крупная английская сенсация: группа увлеченных шестидесятыми молодых людей этапирует к микрофону шеренгу неплохих подражаний Леннону, Маккартни, The Small Faces и The Byrds, некоторые из которых вполне могут соперничать с оригиналами. Это уже второй их альбом, и он получше и поразнообразней предыдущего: песни лучатся каким-то невероятным мальчишеским задором - слышно, что юношей по-настоящему прет от возможности записываться в студии Abbey Road на старой аналоговой аппаратуре, причем прет настолько, что уже минуте на десятой они, захлебываясь от восторга, хором кричат "Ку-ка-ре-ку!" Ладно скроенные мелодии тонут в уютном психоделическом киселе, и впечатление от альбома такое, словно попал на чужой выпускной и хорошенько там надрался. А лучшая вещь здесь называется "The Russian", и в ней, в отличие от известной песни Стинга, нет ни слова про Хрущева и детей. В ней вообще нет слов.
Rita Marley. "Play Play". Universal
Рита Марли известна тем, что была женой и подпевалой Боба Марли, а также тем, что однажды записала самую лучезарную кавер-версию битловской "Let It Be" - ту самую, где в припеве девушки из группы The Soulettes весело бормочут "Джа, джа, джа". В 80-е Рита напела много всякой ерунды, но на этом диске собраны ее лучшие, потому что ранние, записи - с 1962-го по 1974-й. Как раз тогда в ее чистый и задиристый голос и влюбился Боб Марли. Четыре трека спродюсировал Ли Скретч Перри, на одном подыгрывает ансамбль Марли The Wailers, на остальных аккомпанирует ее группа The Soulettes, которая, кстати, существует до сих пор, правда, ни одного человека из старого состава в ней не осталось. Песни все, кроме одной, чужие, но поет их Рита замечательно: это посылка из золотого века рэггей и рокстеди, еще не отравленного перепродюсированием, политикой и вселенскими притязаниями world music.
Masters at Work. "Latin Sounds". Verve
Два знаменитых и высокооплачиваемых ди-джея, Кенни Гонзалес и Литтл Луи Вега (они же Masters at Work), покопались в архивах компании Verve и отобрали одиннадцать отличных и совсем не заезженных образчиков латино-джаза. Можно было бы откопать чего-нибудь и поувлекательней, но Херби Манн, Кэл Тжадер и Вили Бобо плохого не сыграют: отлично слушается и дома, и, надо думать, на каком-нибудь взыскательном танцполе (хотя, чтобы танцевать под эти прихотливые импровизации, нужно обладать известной смелостью - композиции тут совсем не прямолинейные, в отличие, кстати, от хаус-продукции самих Masters at Work). Перкуссии колотят как надо, флейты выделывают немыслимые петли, а вибрафон Тжадера демонстрирует невиданные чудеса. Cтоит отметить совсем уж причудливую кавер-версию "Каравана" от Джорджа Шеринга. Это, конечно, очень летняя музыка, и сейчас, на исходе лета, слушать ее немного грустно.
James Brown. "Soul on Top". Verve
Своевременное переиздание полузабытой и совершенно нетипичной для Джеймса Брауна пластинки - на ней он в окружении биг-бенда из 20 человек пытается исполнять джаз. Получается, мягко говоря, странновато: биг-бенд лабает так, как мог бы лабать оркестр Лундстрема, подыгрывающий Валерию Леонтьеву, а сам Браун все время забывается и начинает орать во всю глотку - как на своих лучших альбомах. Поет он стандарты вперемежку с балладами из репертуара Нэта Кинга Коула, а также Хэнка Уильямса, "September Song" Курта Вайля (которая, несмотря на все старания аккомпаниаторов, получилась совершенно фанковой) и кое-что свое. По ходу дела выясняется, что голос у Брауна, когда он не кричит и не визжит, довольно высокий, так что изредка его можно принять чуть ли не за Этту Джеймс. Судя по всему, под прикрытием слова "джаз" Брауну просто захотелось попробовать себя в роли крунера - и результат получился совершенно удивительным.
Псой Короленко & Neoangin. "Gonki". Bad Taste
Филолог и бодисингер Псой Короленко объединился с голландским музыкантом-примитивистом Джимом Авиньоном и заново проскрипел несколько своих старых песен ("Пифия", "Пицца", "Шпинат"), немного новых и парочку чужих. Короленко поет, а Авиньон лабает на дешевом синтезаторе Casio в своем обычном дурашливом духе. Вышла почти танцевальная пластинка, и даже мата в таком исполнении незаметно - хоть на дискотеках крути. Знаменитые философские частушки, где Короленко поминает веселым крепким словцом важных деятелей западной мысли, от Хайдеггера до Фассбиндера ("Ты Жене, а я Батай, скорей за хрен меня хватай"), обернулись рэпом, а особенно смешной вышла песенка про сучку ("Я превращу тебя в мошку! Мошку, да-да! Мошку!"). При этом под конец смешки заканчиваются и пластинка взмывает в какие-то метафизические высоты: от того, как Псой читает Маяковского и рассказывает про смерть пох...ста, мороз по коже.
Компакт-диски предоставлены EMI, Universal и компанией "Пурпурный легион".