Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Спорт
НХЛ обновила логотипы в соцсетях в честь Александра Овечкина
Общество
В Республике Коми трое взрослых и ребенок пропали без вести на озере
Спорт
Болельщики «Вашингтона» назвали Овечкина величайшим игроком всех времен
Мир
Сийярто назвал главу МИД Эстонии ярым сторонником конфликта на Украине
Мир
Около 10 тыс. человек вышли на митинг в поддержку Ле Пен в Париже
Общество
В Москве объявили «оранжевый» уровень погодной опасности
Мир
Один человек погиб при крушении спасательного вертолета в Японии
Мир
Зеленский призвал США организовать производство ЗРК Patriot на Украине
Общество
Ликвидированы четыре очага ландшафтных пожаров в Дагестане
Мир
США не будут откладывать введение в действие пошлин
Мир
В Белом доме связали отсутствие пошлин в отношении России с переговорами
Мир
В ЦАХАЛ сообщили об успешном перехвате большинства выпущенных из Газы ракет
Происшествия
В Москве госпитализировали школьника и его сестру после химических опытов
Спорт
Овечкин забросил 895-ю шайбу в НХЛ и побил рекорд Гретцки
Общество
Умерла народная артистка Украинской ССР Таисия Литвиненко
Общество
Россиянам рассказали о новом способе мошенничества с телефонными кодами
Мир
Нетаньяху сообщил о планах обсудить с Трампом пошлины США

Воспоминания о борьбе со льготами

Сейчас, когда вновь стали говорить о ликвидации льгот для работников госаппарата или о замене их адекватными выплатами, вспоминаются факты далекой истории. Впрочем, история тем и хороша, что она повторяется - либо как трагедия, либо как фарс. Итак. 1953 год. Немногие сегодня вспомнят, но именно тогда Никита Хрущев начал свой мини-поход против привилегий чиновников - партии и государства. Одна из первых, малоизвестных нынешней публике реформ Хрущева касалась "сталинских пакетов". Уже через несколько месяцев после его прихода в ЦК в качестве первого секретаря пакеты были ликвидированы. Аппарат принял эту новеллу с некоторым ворчанием, хотя, конечно, кулуарно. Но неуёмному Никите Сергеевичу было мало покуситься на "пакеты"
0
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл
Сейчас, когда вновь стали говорить о ликвидации льгот для работников госаппарата или о замене их адекватными выплатами, вспоминаются факты далекой истории. Впрочем, история тем и хороша, что она повторяется - либо как трагедия, либо как фарс.

Итак. 1953 год. Немногие сегодня вспомнят, но именно тогда Никита Хрущев начал свой мини-поход против привилегий чиновников - партии и государства. Хорошо помню, как нас, работников журнала, один раз в месяц приглашал в кабинет главный бухгалтер издательства "Правды", куда входил наш журнал. То был удивительно неразговорчивый, даже мрачноватый человек. Как только вся верхушка журнала (было нас таких около двадцати) собиралась в кабинете бухгалтера, он запирал дверь на английский замок, садился за стол, и начиналось священнодействие. Каждый из работников, в зависимости от ранга, подходил к столу и получал пакет с деньгами под роспись в ведомости. Это были "сталинские пакеты", хотя Сталина уже не было в живых. Эти деньги не подлежали обложению налогам. С них даже не взимались партийные взносы.

Так вот одна из первых, малоизвестных нынешней публике реформ Хрущева касалась именно этих пакетов. Уже через несколько месяцев после его прихода в ЦК в качестве первого секретаря пакеты были ликвидированы. Аппарат принял эту новеллу с некоторым ворчанием, хотя, конечно, кулуарно.

Неуёмному Никите Сергеевичу было мало покуситься на "пакеты", он вынашивал планы о полной ликвидации всяких привилегий чиновничества, дабы нанести мощный удар под дых бюрократизму, который уже в те времена новое руководство, включая Георгия Маленкова, считало главным чудовищным злом, доставшимся в наследие от сталинской системы. На моей памяти Никита Сергеевич несколько раз покушался на святая святых - спецстоловую на улице Грановского, на которой проживали многие вожди. Хрущев дал указание Управлению делами ЦК КПСС, и оно готовило записки с решениями о ликвидации этой столовой, а заодно и второй формы пакета - доплаты за талоны, а именно, небольших чековых книжек, которые давали право на получение в упомянутой столовой спецпродуктов по сильно заниженным ценам. Управделами как бы послушно представляло к рассмотрению даже не дважды, а трижды проект решения Президиума ЦК о ликвидации столовой на Грановского. Однако уже на первой странице этого проекта имелась маленькая сноска, в которой говорилось о том, что спецстоловая на Грановского была создана по личному указанию В.И. Ленина для "поддержания здоровья наших товарищей, подорвавших его в царских тюрьмах и в боях в период гражданской войны".

Эта маленькая сноска, которую позволило себе сделать Управление делами, странно сказать, похоронила все дело. Записка неизменно возвращалась обратно в Управление делами на доработку. Столовая так и не была закрыта тогда. И многие аппаратчики считали, что покушение Хрущева на привилегии сыграло немаловажную роль в создании дружной, почти единодушной оппозиции к нему не только среди его соратников, но и в партийном и госаппарате.

Я хорошо помню, как тогдашний секретарь ЦК Л. Ильичев рассказывал на заседании редколлегии "Правды", куда я перешел на работу, о мотивах, по которым устранили Хрущева. Пока он говорил об общих проблемах политики - о ссоре с Китаем, о Карибском кризисе и других крупных событиях того времени, - мы ничего не могли понять. Но, видя наше недоумение, Ильичев неожиданно сказал каким-то жалобным голосом: "Ведь он фуясил нас", - имея в виду высших руководителей из окружения Хрущева. Тогда всем слушателям все стало ясно.

Тема ликвидации привилегий, как уже хорошо помнит нынешнее поколение, была одной из центральных и в борьбе предшественника нынешнего президента. Правда, потом она как-то то ли наскучила инициатору, то ли аппарат не позволил развернуть ее всерьез...

Конечно, все эти прецеденты не указ. История не обязательно повторяется. Может, вопреки ожиданиям нынешнему руководству страны удастся сломать молчаливое, хотя и могучее сопротивление аппаратов и добиться того, что давным-давно уже сделано в западных демократиях. Где никто не ездит в казенных машинах, кроме, например, президента и госсекретаря США, никто вообще не имеет никаких натуральных льгот. Единственная и очень завидная льгота, которой пользовался президент США в былые времена, было право на пользование теннисным кортом, принадлежащим Белому дому.

...Что касается упомянутой столовой на Грановского, то она была ликвидирована только при Горбачеве. Какую это сыграло роль в его судьбе, сказать трудно...
Читайте также
Комментарии
Прямой эфир
Следующая новость
На нашем сайте используются cookie-файлы. Продолжая пользоваться данным сайтом, вы подтверждаете свое согласие на использование файлов cookie в соответствии с настоящим уведомлением и Пользовательским соглашением