Ходорковский дал отвод Геращенко

Рутинное уже мероприятие - очередное заседание Мещанского суда стало вчера историческим событием. Героем дня стал адвокат Михаила Ходорковского Антон Дрель. Он-то и сообщил журналистам, что его клиент предложил собранию акционеров компании рассмотреть вопрос об отставке Виктора Геращенко с поста председателя совета директоров. Ходорковский, по словам Дреля, считает, что надежды акционеров компании наладить диалог с правительством с помощью тяжеловеса российской политики не оправдались.
За три недели, которые прошли с момента его назначения, Геращенко так и не смог выполнить поставленные перед ним задачи. "Официальные лица от встречи с советом директоров отказываются", - сообщил адвокат. Более того, выяснилось, что Геращенко даже портит все дело. "Осведомленные лица утверждают, что дальнейшее присутствие Геращенко в совете директоров ограничивает диалог, - сказал адвокат. - А какие-то иные идеи по урегулированию ситуации, кроме переговоров с правительством, отсутствуют".
Ходорковский понял это еще раньше своих коллег. Как выяснилось, Ходорковский еще 5 июля обратился через своих адвокатов к Геращенко с просьбой уйти в отставку. На личной основе. Но банкир к просьбе не прислушался. "Поскольку по определенным соображениям такое решение принято не было, Михаил Ходорковский будет просить решить этот вопрос на общем собрании акционеров НК "ЮКОС", - сказал Дрель.
Рынок отреагировал на новость вяло - акции "ЮКОСа", которые были с утра единственными растущими из всех бумаг на рынке, снизились на 2%. Но к концу дня новость была отыграна порцией свежих и более понятных по своему воздействию новостей: "ЮКОС" заявил, что уже в июле погасит 1,5 млрд долларов налогового долга, а замминистра финансов Сергей Шаталов сообщил, что компания может уменьшить налоговую задолженность на причитающийся ей к возмещению НДС. Эти две новости воодушевили рынок и позволили спекулянтам заработать на скачках котировок. Оптимизм рынка не сбили даже сообщения о том, что арестованы счета еще нескольких "дочек" "ЮКОСа". "Эта новость уже не имела сильного влияния на рынок. Скорее рынок воспринял это как напоминание, что еще не все у компании арестовано", - считает аналитик "Брокеркредитсервиса" Максим Шеин.
"Мы изначально очень скептически оценивали назначение Геращенко и не ожидали от него успехов на этом поприще. Тем более если учесть, что бизнесом он никогда не занимался, - говорит директор компании Prosperity Сapital Management Александр Бранис. - Фигура посредника в данном случае вообще не слишком выигрышная, пока не ясно, каковы его полномочия. Самым продуктивным было бы ведение переговоров одним из основных акционеров "ЮКОСа". Но если государство не готово вести переговоры с этими людьми и стоит вопрос о замене, то подходящую фигуру как раз найти не проблема".
"Меня уже ничто не удивляет, когда дело касается "ЮКОСа", - говорит стратег банка HSBC Джон Ломакс. Правда, его самого решение Ходорковского застало врасплох. "Все сроки по исполнению налоговых исков уже прошли, - говорит Ломакс, - переговоры компании с властями, конечно, могут прояснить ситуацию, но главное, что нужно сейчас рынку, - это ясность. Но вполне можно допустить, что разрешение ситуации, которое устроит рынок, совсем не обязательно устроит саму компанию".
"Станет ясно, что переговоры действительно зашли в тупик, если только какие-то активы, принадлежащие компании, будут утеряны", - считает Бранис. Впрочем, все без исключения участники рынка по-прежнему не теряют надежды на благоразумное разрешение ситуации. "Больших признаков этого пока нет, - соглашается Бранис. - Но здравый смысл должен восторжествовать, ведь дело "ЮКОСа" и так огромный ущерб всей российской экономике".
"Если Ходорковский еще чего-то просит, значит, не все еще потеряно для главных акционеров "ЮКОСа", - оптимистично заметил один из трейдеров.
Вообще складывается впечатление, что рынки уже просто похоронили живую компанию и живут будущим. "Как только ситуация с "ЮКОСом" разрешится, - обещает Ломакс, - российский фондовый рынок ожидает масштабное ралли". Вчера большинство аналитиков крупнейших инвестиционных банков вообще были недоступны для комментариев. "Все уехали в Сибирь", - говорили нам в лондонских офисах ведущих инвестиционных банков. Здесь окончательно смирились с тем, что "когда в России рубят лес, щепки обязательно летят".