"Когда в ресторан вошли четверо чеченцев, Ян перешел в другой зал..."

Прокуратура продолжает расследование убийства бывшего вице-премьера Чечни Яна Сергунина, расстрелянного в центре Москвы полторы недели назад. Картина убийства уже восстановлена полностью. Во многом этому способствовала сотрудница прокуратуры Москвы Надежда Погосова (в прошлом - сотрудница прокуратуры Чечни, похищенная боевиками и освобожденная только через год). Она оказалась свидетелем убийства и чудом осталась жива.
Напомним, что Яна Сергунина, бывшего вице-премьера Чечни, одного из ближайших соратников покойного Ахмата Кадырова, убили в Москве в ночь на пятницу, 25 июня. Неизвестный киллер расстрелял Сергунина из пистолета, когда тот вместе с женой сел в свой Lexus RX, выйдя из ресторана "Восточный дворик" на Покровке. Сергунин погиб на месте, его жена Киланат получила пулевое ранение в челюсть.
Как выяснили "Известия", на заднем правом сиденье в машине Сергунина находился еще один человек. Не кто иная, как Надежда Погосова, бывший помощник прокурора Чечни, почти год проведшая в плену у боевиков и освобожденная в октябре прошлого года.
- Не успели мы тронуться, как послышались хлопки, - рассказала Надежда Погосова следователям. - Я поняла, что в нас стреляют. Я подняла глаза и увидела, что напротив переднего левого бокового стекла стоит человек в мотоциклетном шлеме зеленого цвета. Пригнувшись, я вывалилась из машины, так как дверь была еще не закрыта. Мне показалось, что это покушаются на меня, так как, работая в Чечне, я в течение года находилась в плену у боевиков и они обещали меня казнить. Как стрелявший скрылся, уезжал он или уходил, я не видела.
За полторы недели расследования оперативникам удалось установить и опросить всех свидетелей покушения на Яна Сергунина. Кроме того, следователи восстановили картину событий того вечера.
"Мужчина выстрелил примерно шесть раз"
Из показаний Надежды Погосовой, прокурора 2-го отдела управления кадров Мосгорпрокуратуры: "После работы примерно в 18 часов я заехала к своему знакомому Сергунину - к нему домой, на Земляной Вал. Дома находились его жена Камилла, так ее называют в семье, их дети и двое родственников - мужчина и женщина. Около 22.00 Сергунин предложил всем поехать поужинать в ресторан "Восточный дворик", после чего я, Камилла и Ян на его автомашине "Лексус", а его родственники на автомашине ВАЗ-2105 или 2107 приехали в этот ресторан, где и находились все впятером. Спустя полчаса после нашего прихода в зал зашли две молодые девушки и двое мужчин. Через некоторое время Сергунин попросил официанта перевести нас в другой зал. Как мне стало известно потом, этот переход был обусловлен именно появлением в ресторане этих четверых молодых людей, чеченцев по национальности. В ресторане мы находились примерно до часу двадцати пяти, после чего расплатились, платила Камилла, и вышли из ресторана. Во дворе кроме автомобиля Сергунина и автомобиля родственников машин не было. И вообще не было никого. Немного побеседовав на улице перед рестораном, мы начали рассаживаться по машинам. Родственники в свою, а я с Сергуниным и Камиллой в "Лексус"...
Из показаний Халмахмата Мирзоева, уроженца и жителя Таджикистана, дворника ресторана "Восточный дворик": "Около 2 часов ночи я находился на улице перед рестораном, когда во двор со стороны Покровки заехал неизвестный мужчина на спортивном мотоцикле темно-синего цвета. Он дважды объехал двор, осматривая припакрованные машины, затем подъехал к гаражам, расположенным тут, же во дворе, и остановился. В этот момент из ресторана вышли мужчина и женщина и сели в светлый джип. Мужчина сел за руль, а женщина - на переднее пассажирское сиденье. Джип стал сдавать назад. В это время мужчина, сидевший на мотоцикле, слез с него, достал из-за пазухи комбинезона пистолет и пошел в сторону джипа, производя по нему выстрелы. В джипе разбилось стекло со стороны водительского сиденья. Мужчина выстрелил примерно 5-6 раз. Я испугался и убежал в ресторан".
Из показаний Мажира Гочияева, гардеробщика ресторана "Восточный дворик": "Около 2 часов ночи я увидел через открытое окно, как во двор на мотоцикле заехал неизвестный в темной одежде и в темном шлеме с белыми полосами по бокам. Въехав во двор, он развернул мотоцикл на 180 градусов и встал спиной к Покровке. Затем слез с мотоцикла, посмотрел пару раз в сторону выхода из ресторана, сел на мотоцикл, отъехал и перестал быть виден из окна ресторана. Примерно через десять минут из ресторана вышли мужчина и женщина и сели в джип. Я отвернулся от окна и услышал, как завелась машина. В этот момент послышался короткий хлопок, я снова посмотрел в окно и увидел, как в сторону джипа идет мотоциклист. Правой рукой он держал пистолет, левой рукой придерживал свою правую руку под локоть и стрелял по джипу. Мужчина выстрелил примерно 4-5 раз, затем развернулся и пошел в сторону Покровки. Сделав несколько шагов, он вновь развернулся и быстрым шагом направился к джипу. Подойдя к нему на расстояние метра, в упор произвел 2-3 выстрела в мужчину, сидевшего за рулем. Я побежал к выходу из ресторана и через открытую дверь увидел, как мужчина уезжает на мотоцикле в сторону Покровки, номера на мотоцикле были заклеены. Стрелявшего я видел с расстояния примерно пяти метров. Это был мужчина ростом 160-165 см, плотного телосложения".
"Сделав пять выстрелов, киллер навел пистолет на меня..."
Из показаний Анатолия Козловского, жителя Санкт-Петербурга, товарища или родственника Сергунина, находившегося с ним в тот вечер в ресторане: "В ресторан меня и мою жену Людмилу пригласили Сергунин, его жена Камилла и их знакомая по имени Надежда. В ресторане мы находились до часу тридцати, затем все впятером вышли из ресторана и стали рассаживаться по своим машинам, которые были припаркованы рядом. Я осмотрелся и увидел при выезде со двора у будки мужчину на мотоцикле. У будки также находился какой-то черноволосый мужчина. Я, стоя у своей машины и отвернувшись от машины Сергунина, разговаривал по мобильному телефону, который взял у него. Когда Сергунин отъехал от моей машины на полтора метра, прозвучали хлопки, похожие на разрывающиеся петарды. Я обернулся и увидел рядом с машиной Сергунина мотоциклиста в черной короткой кожаной куртке, темном шлеме с темным стеклом, который в вытянутой правой руке держал пистолет и стрелял по автомашине Сергунина. Сделав несколько выстрелов, он навел пистолет на меня. Я, оттолкнув жену, спрятался за свою автомашину. Тогда стрелявший сделал еще три выстрела в Сергунина, сел на мотоцикл и, выехав на Покровку, скрылся".
"Ян собирался строить торговый комплекс типа "Атриум"..."
В результате нападения Сергунин получил шесть огнестрельных ранений в туловище и одно смертельное - в голову. Одно пулевое ранение получила его жена Киланат. Судя по собранным на месте происшествия гильзам, киллер стрелял 11 раз. Личности киллера, заказчика, а также мотивы убийства пока не установлены. На сегодняшний день разрабатываются две версии преступления: убийство в связи со служебной деятельностью Сергунина в Чечне в 2001-2002 годах и убийство в связи с его коммерческой деятельностью в Москве. Госсоветник юстиции второго класса (этот чин приравнивается к генерал-лейтенанту), Ян Сергунин чередовал занятия бизнесом с государственной службой. В 70-х служил в армии, в 80-х - в милиции. До середины 90-х был мелким чиновником при правительстве, затем заместителем генерального директора по внешнеэкономическим связям Управделами президента России. В 2001-2002 годах служил вице-премьером Чечни и руководителем администрации главы республики.
Из показаний двоюродного племянника Сергунина Виктора Белошенко: "Сергунин совместно со своими партнерами собирался строить торговый комплекс типа "Атриум" в Москве на Шереметьевской улице".
О возможных конфликтах, связанных с этим проектом, свидетель не сообщил.