Эмир КУСТУРИЦА: "Причина моей витальности - витамин "Е"
- Не рано ли получать "приз за вклад" - вам еще нет и пятидесяти?
- Между прочим, я уже стал дедушкой. Так что все по плану - внуки, награда за заслуги перед кинематографом. В наше время человек сорока девяти уже может относить себя к старшему поколению. Если я не выгляжу на свой возраст, это только потому, что принимаю очень много витамина E. Вообще, я рад, что Московский фестиваль меня заметил. Все меньше остается киносмотров, отдающих предпочтение эстетике, а не политике.
- Кстати, в начале восьмидесятых вашу картину "Вспоминаешь ли Долли Белл" не взяли в московский конкурс за "антигуманизм"...
- Так всегда бывает. Сначала убьют - потом начинают восхвалять. Хотя, тогда были другие времена. Кто старое помянет...
- Тем не менее, свои фильмы вы посылаете в Берлинский или Каннский конкурс, а не на ММКФ…
- Я не занимаюсь подобными вопросами - это работа продюсеров. Что поделать - лучше всего фильмы продаются именно в Канне, фактически там самый большой кинорынок. Режиссер, снимающий на сербском языке, не может упустить такие возможности для рекламы. Я представляю маленькую страну, а не огромную державу с мощной кинематографией. Надо ловить удачу за хвост.
- Фестивальный приз - единственная причина вашего приезда в Москву?
- Я при любой возможности стараюсь приехать в Москву, потому что для меня этот город связан с русской литературной традицией - вы знаете, что я вырос на ваших книгах. Каждый визит сюда, это не столько приезд в вашу страну или на ваш фестиваль, сколько возвращение к любимым книгам.
- Вы следите за тем, как ваши фильмы прокатываются в других странах, например в России?
- Как ни странно, они неплохо идут везде, где их покупают. Ситуация парадоксальная: обычно широкий прокат имеют только голливудские картины... и мои - это представляется довольно удивительным.
- В этом году Канн был очень политизирован, многие посчитали, что жюри приняло конъюнктурное решение...
- В Канне был случай: одному из членов жюри ФИПРЕССИ напомнили о том, что в конкурсе представлен мой фильм "Жизнь чудесна". Он сказал: "Да не хочу я это смотреть". Ему говорят: "Посмотрите хотя бы, как картина снята, оцените эстетику". - "Не буду, сейчас это не так важно". То есть политика возвращается как критерий оценки фильма. Мне кажется, Канн стал другим. Он превратился в подиум, на котором идет предвыборная борьба за кресло американского президента.
Не стреляйте в Кустурицу
Обида Кустурицы на решение каннского жюри понятна: сейчас он даже не скрывает своего пренебрежительного отношения к председателю Квентину Тарантино, другому почетному гостю ММКФ. Балканский вундеркинд, уже в тридцать лет получивший все те награды, за которыми его коллеги годами стоят в очередях, в начале двадцать первого века Кустурица неожиданно остался не у дел. "Жизнь прекрасна", его новая старая песня о главном, посвящена все той же, почти забытой, югославской войне начала девяностых. Сын сербского народа пропадает в боснийском плену, его полусумасшедшая мать удирает с венгерским музыкантом, а отец берет в плен мусульманскую женщину - пока стороны ведут переговоры об обмене пленными, он успевает полюбить заложницу. Вывод: жизнь все равно чудесна, особенно в прифронтовых условиях.
Увы, с тех пор, как отгремела война, во время которой у Кустурицы сожгли дом, мир пережил слишком много потрясений, а одного "Подполья" (1995) уже достаточно, чтобы потрясти воображение всех тех, кто интересуется свойствами загадочной славянской души. Новый фильм Кустурицы, впервые показанный в России на Московском кинофестивале, великолепен - насколько может быть великолепна заезженная пластинка с любимой мелодией.