Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Госдолг США вырос на $2,25 трлн и превысил отметку в $38,5 трлн
Спорт
ХК «Колорадо» одержал победу над «Вашингтоном» в матче НХЛ со счетом 5:2
Наука и техника
Магнитная буря вызвала полярное сияние по всей территории России
Мир
В Турции могут изменить правила системы «всё включено» в отелях
Общество
Диетологи указали на способность диеты DASH снижать давление
Мир
Bloomberg сообщило о возможности Европы использовать активы США
Общество
Эксперт рассказал о последствиях принятия законопроектов о медосмотре иностранцев
Мир
Разведсамолет ВМС США выполнил полет над Черным морем в сторону Сочи
Мир
Более полумиллиона человек пострадали в результате наводнения в Мозамбике
Наука и техника
Ученые восстановили историю растительности Камчатки за 5 тыс. лет
Мир
Ким Чен Ын снял с поста вице-премьера КНДР Ян Сын Хо на публичной церемонии
Общество
В КПРФ предложили повысить до 45% налоговую ставку на доходы свыше 50 млн рублей
Общество
Камчатка попросит федеральную помощь для ликвидации последствий циклона
Мир
Политолог Колташов назвал Гренландию платой ЕС за обман США
Общество
УК могут оштрафовать до 300 тыс. рублей за несвоевременную уборку снега
Экономика
В России было ликвидировано 35,4 тыс. предприятий общепита за 2025 год
Общество
Синоптики спрогнозировали гололедицу и до –4 градусов в Москве 20 января

Бей своих

В конкурсе ММКФ показали первый российский фильм - "Своих" Дмитрия Месхиева. Три советских военнопленных - безымянный чекист, командир по фамилии Лившиц и снайпер Митька - бегут из-под стражи и оказываются в родной Митькиной деревне. Отец снайпера, местный коллаборационист, красноармейцев прячет, но делает это без особого энтузиазма: вокруг немцы, полдеревни норовит настучать, вдобавок все действующие лица соединены сложными родственно-любовными узами, которые война затянула в гордиевы узлы... Быстро становится понятно, что "свои" - это не константа, а переменная с довольно капризными качествами: сегодня тебя укрывают и кормят, а завтра перережут горло без лишних угрызений совести...
0
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл
В конкурсе ММКФ показали первый российский (не считая совместной с Азербайджаном "Национальной бомбы" Вагифа Мустафаева) фильм - "Своих" Дмитрия Месхиева.

События середины прошлого века служат неиссякающим источником вдохновения для наших кинематографистов: в фильмах на военную и околовоенную тему они и совершенствуются, с новыми подробностями и по велению сердца рассказывая то, что раньше излагалось по государственному заказу.

В отличие от вымученных опусов на злобу дня, новые военные фильмы - от "Звезды" до "Кукушки" - можно без филантропического прищура рассматривать как произведения кинематографа, а не как досадные недоразумения. Фильм Дмитрия Месхиева "Свои" не исключение - в своем роде это даже апогей внезапно воскресшего жанра.

Три советских военнопленных - безымянный чекист (Сергей Гармаш), командир по фамилии Лившиц (Константин Хабенский) и снайпер Митька (Михаил Евланов) - бегут из-под стражи и оказываются в родной Митькиной деревне. Отец снайпера, местный коллаборационист (Богдан Ступка), красноармейцев прячет, но делает это без особого энтузиазма: вокруг немцы, полдеревни норовит настучать, вдобавок все действующие лица соединены сложными родственно-любовными узами, которые война затянула в гордиевы узлы. За Митькиной невестой Катькой (Анна Михалкова) ходит полицай Колька (Федор Бондарчук), спрятанный чекист заглядывается на бабу своего хозяина, и один только Лившиц кашляет и просит книжку вместо самогона. В условиях оккупации старые обиды выходят наружу, все стремятся использовать новую расстановку сил в личных интересах и каждый страшится выживать в одиночку: все персонажи - и пришлые, и туземцы - выбирают, к кому бы прибиться, и находятся в бесконечном поиске "своих".

Однако быстро становится понятно, что "свои" - это не константа, а переменная с довольно капризными качествами: сегодня тебя укрывают и кормят, а завтра перережут горло без лишних угрызений совести.

"Кончилась дележка на ваших и на наших", - говорит герой Богдана Ступки, лучше догматика-чекиста и тепличного интеллигента Лившица понимающий звериную природу человека и неподсудность любых, даже самых страшных его поступков.

Для Ступки, возвращенного на большой экран модой на военное ретро, "Свои" стали настоящим бенефисом, но и к другим актерам никаких претензий быть не может: Гармаш, Хабенский, Бондарчук, как всегда, хороши, а Анна Михалкова, играющая полублаженную, но с деревенской хитринкой бабу, закидывает на плечо коромысло с неожиданно реалистичным проворством.

Картина вообще не оставляет возможности для мелких придирок по части аутентичности: ничто не задевает глаз, ничто не раздражает, и даже говорят герои на таком забористом суржике, что о смысле их слов иногда можно догадаться только по английским субтитрам.

И все-таки, при всем уважении к картине Месхиева, все это слегка отдает Сорокиным: берется затасканная соцреализмом тематика, сюжет излагается классическим киноязыком, но добавляются зверские подробности, которых не найти в военном кинематографе семидесятых. Как и "Водитель для Веры", "Свои" могли бы появиться и двадцать лет назад, если тогда убийство врага можно было бы изображать не как выстрел в пустоту и не как шаг по направлению к победе, а как фонтан крови, возню в грязи, треск костей, судороги и предсмертное сопение жертвы.

...и чужих

"Национальная бомба" (Азербайджан). В условиях полного коллапса национального кинематографа режиссер Вагиф Мустафаев решил одним махом заменить азербайджанцам Кустурицу, Вуди Аллена и Федерико Феллини и еще несколько десятков принципиальных режиссеров. Иногда это у него получается, чаще все-таки нет. Главный герой "Национальной бомбы", уволенный со студии по сокращению штатов монтажер, вместе с таким же режиссером-лишенцем в собственном воображении доснимают фильм про скульптора, ваяющего статую белого мужика с черным кирпичом в руке, попутно вспоминая истории из своего черно-белого детства. Увы, впервые за годы появившись на постсоветском кинематографическом пространстве, азербайджанцы говорят о самоубийстве: "национальная бомба" - это оружие, изобретенное сыном монтажера, азербайджанцы должны сбросить ее на самих себя, так, чтобы, не дай бог, не пострадала Армения, иначе их обвинят в провокации.

"Бунт свиней" (Эстония). Конкурсная эстонская картина - лучшее объяснение тому, как могла случиться с нами такая катастрофа, как возвращение моды на восьмидесятые: до микрофонов и кинокамер дорвались тогдашние школьники. Два таллинских клипмейкера, в 1986 году переживавших начало пубертатного периода, рассказали историю о локальном бунте позднесоветских пионеров и комсомольцев Эстонии, но акцент сделали не на романтике, не на идеологии, даже не на софт-порно, а на маечках, курточках, шортиках из гардеробов двадцатилетней давности. Нежелание эстонских комсомольцев отправляться на бойню в Афганистан и их же желание затащить в палатку девчонку из соседнего отряда становятся фоном грандиозной восьмидесятнической дискотеки, занимающей едва ли не половину экранного времени. Похоже, что не так уж плохо было эстонцам в пионерских лагерях, если они вспоминают о них с таким умилением.

Еще об одном постсоветском фильме, белорусском триллере "Оккупация. Мистерии", принимающем участие в конкурсе "Перспективы", читайте в завтрашнем номере "Известий".

Не пропустите сегодня:

"Дурное воспитание" (Испания, режиссер Педро Альмадовар), Ролан, 18:30

"Свои" (Россия, режиссер Дмитрий Месхиев), Дом кино, 19:00

"Тупик" (США-Франция, режиссеры Жан-Батист Андреа, Фабрис Канепа), Художественный, 21:30
Читайте также
Комментарии
Прямой эфир