Пахари
70-минутное противостояние сборной Латвии чехам и 90-минутное немцам стали самыми вопиющими на нынешнем чемпионате Европы нарушениями табели о рангах. Даже если матч с голландцами в среду станет последним для команды Александра Старкова на Евро-2004 (что в канун последнего игрового дня в группе "D" отнюдь не представляется свершившимся фактом), это камео латышей отпечатается в памяти надолго. Едва ли как подтверждение сомнительного трюизма "слабых команд в Европе не осталось": в него не слишком убедительно вписывается, например, нынешняя сборная России. Скорее латыши запомнятся как пример прекрасно подготовленной физически и тактически, рациональной, трудолюбивой, отлично осознающей свои сильные и слабые стороны команды. Команды, совокупная сила которой значительно больше сложенной вместе индивидуальной силы 11 ее футболистов.
В субботнем матче со сборной Германии, как и четырьмя днями ранее в противостоянии чехам, латыши не вышли за пределы своего 35-процентного максимума во владении мячом. Все остальные статистические параметры - ударов (22:5 в пользу немцев), ударов в створ (9:3), угловых (7:4) - также свидетельствуют об ощутимом территориальном перевесе трехкратных чемпионов Европы. Только едва ли Германия в этом матче была ближе к победе, нежели Латвия. Увенчавший фирменный прорыв Мариса Верпаковского удар под опорную ногу Оливеру Кану на 40-й минуте привел к самому выдающемуся "сэйву" в этой встрече. Резкие выпады Андрея Рубина стоили немцам нескольких предупреждений. А одна из нескольких апелляций Верпаковского к судье Майку Райли относительно пенальти, кажется, все-таки имела под собой определенные основания.
Бремя игры "первым номером", без надежды на контратаки, без шанса использовать разреженное пространство у ворот соперника, оказалось неподъемным для сборной Германии. Ее форвардам зримо недоставало изобретательности, латышам же хватало отваги, чтобы без страха и раздумий бросаться под мяч во время дальнобойного обстрела ворот Колинько. А Игорь Степанов, пусть и заработавший среди самых радикальных болельщиков лондонского "Арсенала" славу "худшего защитника в истории клуба", все же не даром три года противостоял Денису Бергкампу и Тьерри Анри на тренировках. Немецкие попытки создания напряжения в штрафной сборной Латвии тривиальными набросами мяча в центральную зону по эффективности не превосходили попыток вычерпать Балтийское море пивным бокалом. Александр Старков вообще-то вполне мог бы носить на шее свою аккредитацию тренера команды Евро-2004 с той же законной гордостью, с какой иные носят золотую медаль. Однако простым фактом участия в этом турнире он не удовлетворился, подготовив команду к новым сюрпризам.
Нынешнюю сборную Латвии ни за что не постигнет судьба команд, даривших нам минуты изумления по ходу предыдущих крупных турниров, вроде Чехии в 1996-м или Сенегала в 2002-м. Едва ли кто-то из ее игроков сможет возвыситься в клубном статусе уже хотя бы в силу возраста: большая часть команды находится на рубеже 30-летия, а 9 человек этот рубеж уже переступили. А самый молодой в латышской заявке, 24-летний Марис Верпаковский, сделал свой самый широкий карьерный шаг минувшей зимой - перейдя в киевское "Динамо". И потом, мы слишком хорошо знаем парней Старкова, чтобы питать какие-то иллюзии относительно их талантов. Мотор латвийской полузащиты Андрей Рубин не заиграл в первом (не высшем) английском дивизионе в футболке "Кристал Пэлас", не сгодился "Спартаку", а теперь испытывает проблемы с попаданием в состав "Шинника". Юрий Лайзанс, опорный полузащитник сборной и по совместительству второй снайпер сборной последних лет после Верпаковского, нынче играет за дублирующий состав ЦСКА. Нападающий Андрей Прохоренков в свое время просматривался московским "Динамо" - не подошел. Центральный полузащитник Валентин Лобанев не задержался в "Шиннике". Правый защитник Александр Исаков не закрепился ни в "Алании", ни даже в "Волгаре-Газпроме". Левый защитник Олег Благонадеждин также не заставил владикавказских болельщиков сожалеть о своем отъезде. Александр Колинько не впечатлил тренеров "Кристал Пэлас" и сейчас тщится спасти от вылета из российской премьер-лиги "Ростов". Запасной Юргис Пучинский и вовсе приехал на Евро-2004 единственным представителем первого российского дивизиона - команды "Луч-Энергия" из Владивостока. Какой-то минимальной европейской славой из числа латвийских игроков обладает лишь Марьян Пахарь, но слава эта датирована началом третьего тысячелетия: последние сезоны в "Саутгемптоне" у него напрочь вычеркнуты травмами и безуспешной борьбой за место в составе. Единственным латвийским футболистом, который претендовал бы на место в составе сборной России нынешнего созыва, является все тот же Верпаковский. Но и ему, безусловно, у Георгия Ярцева пришлось бы довольствоваться ролью запасного - ну не дотягивает парень ростом до Булыкина. Тем не менее в первых двух турах Евро-2004 Латвия смотрелась лучше российской сборной, создала больше голевых моментов, рассталась с "нулями" в графах "голы" и "очки".
Едва ли это выступление сборной Латвии перевернет стартовую диспозицию в отборочном турнире ЧМ-2006 и превратит ее в фаворита. Но эту извечную всеоправдывающую логику в духе "поражения сборной России - закономерное свидетельство отставания в классе", хочется верить, поставит под сомнение. Изобретать способы преодоления такой разницы сложнее, чем изобретать оправдания неудачам. Однако пора наконец научиться это делать.