Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Армия
В Херсонской области 17 морпехов ВСУ добровольно сдались в плен
Спорт
Валуев назвал Олимпийские игры в Париже частным шоу для зарабатывания денег
Мир
Лавров объяснил отказ западных коллег сделать общее фото после встречи в Лаосе
Армия
ВС России освободили населенный пункт Лозоватское в ДНР
Мир
Лавров заявил об осознании Западом невозможности победить Россию
Мир
Захарова заявила о масштабном провале открытия Олимпиады в Париже
Общество
Фигурант дела экс-замглавы МО Булгакова владел компанией по разведению свиней
Общество
Суд заявил об опасениях побега подрывника ж/д под Рязанью за границу
Происшествия
Стало известно о еще двух жертвах отравителя из Балашихи
Общество
Росавиация ввела ограничения на работу аэропортов Казани и Нижнекамска
Мир
Лавров заявил о планах обсудить с главой МИД Южной Кореи маневры США в регионе
Мир
Французский епископат осудил церемонию открытия Олимпиады-2024 в Париже
Мир
Российские военные вынесли на руках раненого солдата ВСУ из Торецка в ДНР
Армия
ПВО РФ уничтожила три беспилотника ВСУ под Белгородом, Рязанью и Саратовом
Происшествия
Волонтеры попали под атаку ВСУ в ходе раздачи гумпомощи в Харьковской области
Интернет и технологии
В Telegram выявлена новая мошенническая схема кражи аккаунтов
Экономика
Эксперты рассказали об актуальных инвестиционных инструментах
Происшествия
Губернатор Брянской области сообщил о 22 сбитых беспилотниках ВСУ над регионом

Дворец сменяющихся знаков

Здание белорусского посольства (Маросейка, дом № 17) вообще-то ничем особенным не выделяется. Синенький домик с беленькими, пусть и многочисленными украшениями. Москвичей таким не удивишь. Разве что надпись над воротами своеобразная: "Свободен от постоя". Эта надпись сохранилась со времен дореволюционных и обозначает, что владелец внес некую сумму на строительство казарм и, следовательно, военных квартирантов к нему подселять не следует. А между тем в начале девятнадцатого века этот дом считался одним из самых примечательных дворцов Первопрестольной. И не в последнюю очередь, благодаря его росписям. Он был построен в 1782 году Василием Баженовым для некоего полковника М. Хлебникова. Впрочем, это всего-навсего предположение...
0
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл
Здание белорусского посольства (Маросейка, дом № 17) вообще-то ничем особенным не выделяется. Синенький домик с беленькими, пусть и многочисленными украшениями. Москвичей таким не удивишь. Разве что надпись над воротами своеобразная: "Свободен от постоя". Эта надпись сохранилась со времен дореволюционных и обозначает, что владелец внес некую сумму на строительство казарм и, следовательно, военных квартирантов к нему подселять не следует.

А между тем в начале девятнадцатого века этот дом считался одним из самых примечательных дворцов Первопрестольной. И не в последнюю очередь, благодаря его росписям.

Он был построен в 1782 году Василием Баженовым для некоего полковника М. Хлебникова. Впрочем, это всего-навсего предположение, как и во всех почти что случаях, связанных с авторством этого загадочного и таинственного архитектора-масона.

Спустя десятилетие Хлебников продал свою недвижимость более знаменитому военнослужащему - П.А. Румянцеву, прозванному за одну из своих многочисленных викторий Задунайским.

Скромностью Петр Александрович не отличался и распорядился расписать свои покои сценами из собственных триумфов. Поэтому когда в 1796 году этот военнослужащий почил в Бозе, то его сын, граф Николай Петрович, унаследовал весьма своеобразное жилище.

Один из современников, писатель М. Дмитриев, об этом доме сообщал: "В нем кроме штофных обоев и других украшений, каких я еще не видывал, замечательна была зала в два света, то есть в два этажа окон. Она была расписана альфреско (то есть по сырой штукатурке. - "Известия"), и над всеми окнами были изображены победы отца хозяина, фельдмаршала графа Румянцева... Над дверьми же изобразил он: на одной - себя, облокотившегося на балкон и смотрящего вниз, а над другой - себя же и своего зятя, живописца, расписывавшего эту комнату, с маленьким арабом, подающим ему шоколад".

Граф Николай Петрович, видимо, ценил доставшиеся ему росписи. Еще бы - это был тот легендарный коллекционер Румянцев, который создал знаменитый Румянцевский музей, впоследствии разросшийся до самой главной государственной библиотеки. Но спустя некоторое время после смерти этого ценителя художеств дом получил нового владельца, который к росписям отнесся без особенного пиетета.

Тот же господин Дмитриев писал: "Этот дом был после продан какому-то купцу, который в нижнем этаже понаделал магазинов, и я видел на половинке одной двери уже другого араба с трубкой табаку: тут продавался табак. Так исчезают у нас все памятники и все предания: вероятно, в изображении баталий Румянцева и поднесения ему ключей от города невежа новый владелец не разумел их значения и принимал за сказочных богатырей".

Занятно, что почти никто из современников не усмотрел в румянцевских "альфреско" столь очевидного с нынешней точки зрения нескромного бахвальства. Еще одна москвичка того времени, Е.П. Янькова, также сокрушалась: "Румянцевский дом был на Покровке, и там во многих комнатах на потолках были рисованные и барельефные изображения баталий, где участвовал Задунайский. Потом этот дом купил какой-то купец и, конечно, соскоблил и счистил все эти славные воспоминания, а вместо них, пожалуй, велел намалевать разные цацы и по-пряничному разукрасил стены".

На самом деле упрекать новых владельцев было не в чем. Они (а тем особняком в разное время и по разным сведениям владели Куманины, Каулины, Щегловы, Усачевы и Грачевы) в отличие от богачей Румянцевых были поставлены перед необходимостью собственноручно зарабатывать себе на жизнь, и "араб с трубкой табаку" был в общем-то вполне естественным рекламным ходом.

Последний же владелец, Митрофан Грачев, и вовсе перестроил здание, снабдив его собственным вензелем - буковкой "Г". И это "Г" по сей день украшает белорусское посольство, как и извещение "Свободен от постоя".
Комментарии
Прямой эфир