Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Белый дом отменил девять поездок Байдена после его выхода из гонки
Мир
Россия и Иран подготовили договор о стратегическом партнерстве
Мир
Второй энергоблок БелАЭС 26 июля выведут на плановый ремонт
Политика
Путин включил в состав Госсовета врио губернаторов девяти регионов
Мир
Bloomberg сообщило о снабжении ВСУ словацкими снарядами
Мир
Власти ФРГ отказались обнародовать ход расследования подрывов «Северных потоков»
Общество
Третий самолет-амфибия прибудет в Якутию для тушения лесных пожаров
Авто
В России произошло 325 ДТП за минувшие сутки
Наука и техника
В России объявили о создании лаборатории для развития безопасного ИИ
Общество
Синоптики пообещали теплый день без осадков в Москве 23 июля
Наука и техника
Россиянин совершил рекордный парашютный прыжок на Эльбрус
Авто
АвтоВАЗ рассказал о подготовке к производству самой экономичной Lada Vesta
Армия
Советник главы ДНР сообщил о подбитом ВС России танке Abrams
Происшествия
В Мариуполе задержали планировавших поджечь мечеть в Белгороде местных жителей
Мир
Историк Тодд заявил об осознании Пентагоном поражения Украины
Мир
В Раде назвали отказ Байдена от выборов плохим знаком для Украины
Мир
Министр обороны Великобритании сообщил о серьезных проблемах в армии
Мир
Трамп сообщил о заживлении полученной при покушении раны

Компании думают, как улучшить себя и мир

- Без улучшения корпоративного управления очень трудно добиться экономического роста. Потому что именно это улучшение лежит в основе привлечения инвестиций. Качественное корпоративное управление - это не фетиш, не дань моде, не техническая процедура, это рабочий механизм, инструмент, который нужен самим компаниям для правильных отношений между акционерами, менеджерами и работниками, для привлечения инвестиций, а в конечном счете - для экономического роста в стране. Такова главная тема открывшейся в четверг громадной международной конференции "Корпоративное управление и экономический рост в России"
0
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл


Организаторы конференции сделали по сути невозможное: собрали в один день в одном месте - да еще не в Нью-Йорке, Вашингтоне или Сингапуре - лидеров ведущих международных институтов, российских компаний и первых лиц страны.

За одним столом сидели российский премьер Михаил Фрадков и глава Всемирного банка Джеймс Вулфенсон, помощник президента Игорь Шувалов и президент Европейского банка реконструкции и развития Жан Лемьер, руководитель Федеральной службы по финансовым рынкам Олег Вьюгин и генсек Организации экономического сотрудничества и развития Дональд Джонстон, глава сенатского комитета по финансовым рынкам Сергей Васильев и президент компании "Интеррос" Владимир Потанин. "Мы ожидали около 300 участников, прибывает 600, мы ожидали около 100 журналистов, аккредитовалось 150", - восторженно-испуганно поделились организаторы. Конференцию организовал Национальный совет по корпоративному управлению при поддержке Всемирного банка, Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) и Европейского банка реконструкции и развития. Как заметил один из участников конференции, "это хорошо, что такое мероприятие проходит в Москве. Обычно они почему-то проводятся в Лондоне, что выглядит несколько странно".

Время проведения конференции тоже оказалось вольно или невольно выбрано удачно: после послания Владимира Путина Федеральному собранию, где он много говорил именно об эффективности экономики и экономическом росте, и перед встречей президента с представителями российского бизнеса. Она запланирована на середину июня. А в "ближайшие дни", сообщил на форуме Михаил Фрадков, пройдет первое заседание Совета по конкурентоспособности и предпринимательству при правительстве. Сейчас, по сведениям "Известий", в Кремле, Белом доме и самих бизнес-кругах пытаются сформировать принципы, на которых будут строиться отношения бизнеса и государства в ближайшие годы. Любопытно, что госчиновники мучаются не меньше бизнесменов. "Как формулировать повестку дня? Что предлагать бизнесу - становиться партнером в реализации общенациональных задач, продолжать говорить о некоей социальной ответственности или дистанцироваться от него, четко определив ему место?" - поделился на днях высокопоставленный кремлевский чиновник. Он добавил, что, с одной стороны, существует настороженное отношение к крупным компаниям, с другой - все понимают, что именно на них держится тот самый 6-8-процентный рост, о котором с гордостью говорят российские лидеры на международных встречах. Поэтому участники форума - как со стороны государства, так и представители компаний и международных институтов - говорили: настает время, когда нужно максимально сглаживать оставшиеся противоречия в отношениях бизнеса и государства, а не, наоборот, заострять их, крича об этом на каждом углу.

После приветствия Путина, которое зачитал Игорь Шувалов, выступил премьер Михаил Фрадков: "Все должно быть по-честному, все по закону". И чтобы войти в новые рамки, бизнес, считает Фрадков, должен уходить от "серых" зарплатных схем, ограничивать операции с офшорами, раскрывать реальных собственников бизнеса и представлять сведения об аффилированных с бизнесом фирмах.

С ним согласен и президент компании "Интеррос" Владимир Потанин. Государство должно более жестко наказывать бизнес, который пользуется "серыми" и непрозрачными схемами, сказал он и добавил, что проблема "серых" зарплатных схем в крупных компаниях уже в основном преодолена. "Большому количеству людей зарплату в конвертах не раздашь". А вот для средних и мелких предприятий это еще актуально. Здесь должно быть больше сознательности, однако и внешняя среда на сей счет не сильно доброжелательна. Поэтому очень важно создать одинаковые условия для всех. Чтобы те, кто вышел из тени и стал честно придерживаться правил, не оказался в неравных конкурентных условиях по сравнению с теми, кто этих правил не принял. И вот здесь государство должно помочь: создать равные правила и внимательно следить за их соблюдением всеми.

Впрочем, судя по выступлению Фрадкова, позиции бизнеса и государства здесь схожи. По сути, признал Фрадков, речь идет о формировании гражданской позиции бизнеса. Для чего диалог, очевидно, будет расширен и превращен в общественный разговор.

Пока же российское общество занимает скорее скептическую позицию: оно не верит национальному бизнесу, но и не слишком доверяет государству, которое определяет правила игры для этого бизнеса. Об этом говорит фактическое состояние финансовых рынков. Самая массовая группа российских инвесторов вкладывает свои сбережения только в один вид активов - облигации федерального казначейства США. Этими бумагами по большей части гарантируется американская валюта - излюбленный финансовый инструмент российских граждан. Но и перевод сбережений в рубли на самом деле ничего не меняет. Никто не спешит отдать свои кровные в управление бизнесу. Да по сути и отдавать их особо некому.

- У нас не более десятка компаний, которые можно считать открытыми для внешних инвестиций, - поделился Потанин своими представлениями о состоянии российского фондового рынка. Он добавил, что большинство компаний контролируются одним человеком или группой собственников. Фактически это означает, что уровень корпоративного управления определяется уровнем культуры одного или нескольких человек. А это не слишком устойчивая основа для решения об инвестировании средств, скажем, в акции.

- Сегодня прозвучали цифры по заимствованиям российских компаний. Они составляют небольшую долю по сравнению с Китаем, Сингапуром, Чили, рядом других стран: 11% против 110-140%. И это объясняется в том числе неуверенностью инвесторов в своих вложениях из-за непрозрачных правил корпоративного поведения, - заметил Потанин. - А уж о доступе на рынки капитала в такой ситуации совсем тяжело говорить. Под заимствования еще можно предоставить залоги, а рынок акций, облигаций в случае отсутствия правил совсем закрыт.

Правила корпоративного управления внедряются пока в основном крупными корпорациями, однако "голубых фишек" в России мало. Из-за этого не развит фондовый рынок. На фоне роста международных связей компаний, укрепления экономических позиций государства в мире "принципы учета и отчетности у нас остаются во многом советскими".

Впрочем, вопросы отчетности и надзора после скандалов с банкротствами корпораций-гигантов стоят остро и в Европе, и в Америке. Они как бы переживают второе рождение. "Но мы - на шаг позади, мы только строим систему корпоративного управления, в то время как в Европе и Америке ее перестраивают", - добавил Потанин.

Зарубежные гости постарались несколько успокоить российских финансистов. "Российские и иностранные инвесторы, по сути, ничем не отличаются друг от друга, - сказал глава Всемирного банка Джеймс Вулфенсон. - Никто не хочет инвестировать в компании, которые управляются людьми, обладающими большими возможностями, чем у вас". "Корпоративное управление - это не только вопрос России. Он стоит перед всем миром", - поддержал его глава ЕБРР Жан Лемьер. А вот что является специфическими российскими чертами - это взаимное недоверие компаний и инвесторов, а также проблема раскрытия информации компаниями перед инвесторами и акционерами вкупе с собственным внутренним аудитом и надзором. "Произнесение речей не должно быть единственной практикой информирования", - деликатно добавил Лемьер.

Вулфенсон говорил так, будто присутствовал при зачитывании послания президента, хотя в реальности провел последние дни в Китае: "Вам решать, какой должна быть законодательная база, как ее улучшать, не мы будем это вам говорить. И здесь не нужны ресурсы интеллектуального гения, просто надо работать и делать то, что можно сделать". Глава Всемирного банка привел в пример Бразилию, Китай, Чили, где наблюдается огромный рост инвестиций, намекая на то, что эти страны еще недавно не демонстрировали никаких успехов. "Для удвоения ВВП нужно создать условия, которые были бы направлены в будущее, нужно включить людской, предпринимательский капитал, - продолжал Вулфенсон. - За последние 12 лет Россия совершила потрясающее движение вперед. Теперь нужно ставить задачи на следующие 12 лет".

Специально к конференции Российский институт директоров (РИД) провел исследование о качестве корпоративного управления в российских компаниях. Участвовали 59 компаний от АвтоВАЗа до "ЮКОСа", от "Вимм-Билль-Данна" до Волжского трубного завода, от "ЛУКОЙЛа" до "Мегафона". Вот основные выводы доклада:

- Кодекс корпоративного управления либо работает очень неплохо (в небольшой группе компаний), либо не работает вовсе. Нет нормального массового среднего уровня. При этом к основным причинам корпоративного самоулучшения относят желание понравиться зарубежным портфельным инвесторам и требования законодательства, серьезно повысившиеся за последние 2 года.

- Компании с большей охотой информируют о себе и своем состоянии иностранных акционеров и инвесторов, на русском языке материалы предоставляются в гораздо куцей форме и после уговоров.

- В органы управления, особенно в совет директоров, предпочитают проводить только "своих", надежных, представителей старших акционеров; миноритариям и независимым вход если и не заказан, то сильно затруднен.

- Внутренний контроль и аудит во многих компаниях отсутствует.

- У многих неизвестны реальные собственники - информация дается лишь о номинальных держателях. Охотнее компании делятся сведениями о своей производственной деятельности, стратегии, суммах осуществляемых сделок, а подчас и о вознаграждениях менеджеров.
Комментарии
Прямой эфир