Живое творчество

Пока замысел слишком разошелся с фактом, и у большинства чиновников и "потребителей" сейчас больше вопросов, чем понимания, как и куда двигаться дальше. Главные из них - ради чего устраивалась столь масштабная кадрово-административная встряска, если на выходе ни одна из идей не было реализована в том виде, в каком задумывалась.
Первые видимые результаты административной реформы один из федеральных министров, переживший за время чиновничьей карьеры немало преобразований, охарактеризовал так: "Есть замысел, есть умысел. Здесь я не вижу ни того, ни другого". Отсюда неизбежно вытекает второй вопрос: как все это будет работать? И, наконец, третий: кому такая административная реформа принесет облегчение?
Первое, что не удалось реализовать, - разделение функций правоустановления, применения и надзора. Идея была одной из центральных в замысле. В частности, одно из предложений было - агентства должны нести ответственность и отчитываться не перед министерством, даже не перед премьером, а только перед судом. Если у организации, проверенной каким-нибудь пожарным, экологическим или культурным надзором, есть претензии к итогам проверки, - она идет в суд. Соответственно и сам работник этого надзора на звонок министра отвечает: "Есть претензии? - В суд!" С этим не получилось. Причем не получилось до такой степени, что структуру пришлось корректировать спустя всего 2 месяца после появления первого указа. Теперь, правда, правительственные чиновники говорят: разделить все функции не было самоцелью, в некоторых сферах нет конфликта интересов, а значит - агентство и министерства могут мирно находиться в соподчинении.
Далее. Оказалось, что качество выпущенных документов также оставляет желать лучшего. В первый раз часть служб вообще потеряли, во второй - переподчинили. В частности, ряд агентств курирует теперь премьер. В Белом доме говорят: это как раз потому, что эти агентства не могут находиться под министерствами, плюс им нужно повысить статус. В ближайшее время они будут наделены и правоустанавливающими функциями. "Цель - придать им более высокий статус и дать возможность заниматься нормотворчеством, - говорят в Белом доме. - Космос, атомная энергия. Это что же получится: одни будут нормативы сочинять, другие применять, третьи надзирать?" И добавляют: "Уже лучше", - имея в виду обновленную структуру правительства. Но "лучше" не значит хорошо. И, как говорят эксперты, в той же атомной сфере проблемы из-за нового подчинения могут возникнуть очень скоро.
Подчинение множества важнейших структур непосредственно премьеру можно однозначно расценить как серьезную аппаратную победу Михаила Фрадкова. "Да, он многих переиграл" - так оценили чиновники новую структуру власти и... всерьез посмотрели на премьера, которого до сего дня в глубине души продолжали считать скорее кадровым недоразумением.
"Он фантастически хитер, потрясающе владеет механизмом "разводок", - говорят о нем. Фрадков превращается в серьезного игрока, однако это же делает его и уязвимым: недовольство министров и бизнеса ведомственным переподчинением плюс собственный политический рост Фрадкова создают ему угрозы в перспективе. Впрочем, он знал, на что шел, когда соглашался стать премьером.
Но сейчас его можно понять: ему необходимо уже в ближайшие месяцы начать демонстрировать позитивные результаты работы нового кабинета. "Ручная настройка - это невидимая рука рынка, - аллегорично отозвался о переподчинении агентств один из чиновников Белого дома. - Ну кто-то должен настраивать. Вот и будет премьер". Поэтому многие ожидают в скором времени двух процессов: во-первых, нового роста белодомовского аппарата (должен же будет кто-то заниматься агентствами), хотя в самом Белом доме заверяют, что и с нынешним числом сотрудников управятся; во-вторых, изменения веса и роли некоторых чиновников. Например, все второй месяц наблюдают за тем, как Фрадков под лозунгом "экономика - не монополия одного ведомства" методично понижает роль Германа Грефа и всего его Министерства экономического развития, делая при этом совершенно невинные глаза.
Из этой ситуации очевидно проглядывает, если не сказать торчит, второй изъян административной реформы: первоначальная идея смонтировать такую власть, которая не зависела бы от фамилий и конкретных персоналий, потерпела неудачу. Даже еще на стадии подготовки указа о новой структуре власти - это из него видно - вновь произошла подмена функций конкретными людьми. "Какие-то ошибки потребовалось исправить, какие-то направления - прочертить более рельефно", - оправдываются чиновники. Тем не менее не выполнена и вторая задумка реформы - свести к минимуму "человеческий фактор".
Начал размываться и еще один замысел реформы: сокращение самого чиновничьего аппарата, в котором, по данным Службы статистики, обнародованным на прошлой неделе, на 1 января 2004 года было 1 млн 300 тыс. человек. Из них почти половина - в федеральных органах власти. И это без "силовиков". В обзоре Статслужбы отмечалось, что увеличение численности чиновников произошло в основном именно за счет федеральных органов власти (почти на 15 тыс. человек). Создание новых структур, которых не было в мартовском указе, вряд ли приведет к запланированному снижению численности аппаратчиков, а значит, и этот пункт плана если не провален, то и не выполнен полностью. Кроме того, необходимо еще проследить, как в реальности пройдет "расслоение" министерств по агентствам, комитетам и службам (это можно будет только ближе к зиме - по указу оргштатные мероприятия перенесены на лето). Но чиновничьи традиции России не знают примеров, когда деление путем "почкования" приводило к сокращению числа бюрократов.
Пока не просматривается и четвертый пункт программы: реформа силового блока. Возможно, это объясняется тем, что реформирование запланировано на лето вместе с повышением окладов высшим управленцам (что для гражданских было сделано после утверждения новой структуры еще в марте), а также тем, что все эти дни заняты подготовкой послания, с которым президент выступит в ближайшую среду. Однако из реплик самого Путина и высказываний многих чиновников следует: серьезным преобразованиям людей в погонах не подвергнут. Путин, в частности, говорил это применительно к МВД. В его окружении говорят еще более прямо: "Путин больше года назад, когда только приступали к административной реформе, говорил: "Нужно сделать так, чтобы силовой блок не отстал от остальных". Но всерьез трогать силовиков Путин боится". Между тем даже апологеты "ручного управления" и вертикали власти признают: без приведения в чувство судебной системы и правоохранительных органов задачи, которые сам же президент ставит перед госмашиной и страной в целом, выполнить невозможно.
Когда в конце февраля Путин стремительно перестраивал власть, одним из его объяснений было: избавить экономику от многомесячной паузы, которая возникнет в связи с президентскими выборами. Но пока пауза не только возникла, но и начала опасно затягиваться.