Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Спорт
Российская теннисистка Александрова вышла в полуфинал турнира WTA в Майами
Общество
ФСБ пресекла распространение подпольного оружия в 48 регионах за два месяца
Общество
Пленный боец ВСУ рассказал о пытках со стороны командиров в украинской армии
Интернет и технологии
В России создали соцсеть для водителей
Общество
В оперативных службах сообщили о продолжении поступления воды в рудник «Пионер»
Спорт
Хоккеист Кучеров вернул лидерство в гонке бомбардиров НХЛ
Общество
В Красноярском крае возбудили уголовное дело после нападения мужчины на собаку
Мир
Сенатор из США назвал Израиль религиозно-фундаменталистским формированием
Общество
Небо в Амурской области окрасилось в оранжевый цвет
Общество
Люся Чеботина назвала цели проекта «Голос мой услышь»
Культура
Владимир Пресняков принял участие в проекте «Голос мой услышь»
Общество
Песков заявил об отсутствии планов блокировать Telegram в РФ
Мир
Нарышкин обсудил с министром госбезопасности КНДР сотрудничество двух стран
Спорт
Российский теннисист Медведев вышел в полуфинал «Мастерса» в Майами
Политика
В Минобороны заявили о сотрудничестве России и Мьянмы в условиях санкций
Общество
Полученные от концерта группы «Пикник» доходы направят пострадавшим в «Крокусе»

Высокоскоростной забег на короткой железнодорожной дистанции

В июне Октябрьская железная дорога возобновит эксплуатацию скоростного поезда "Невский экспресс, в два раза быстрее "Красной стрелы" доставляющего пассажиров из Москвы в Питер. Стоимость проезда пока не известна. Ясно только, что билеты будут дороже, чем на "Красной стреле", но дешевле самолета. В 2008 году скоростное движение от Питера будет продлено до Хельсинки, а в 2010-м по рельсам можно будет "долететь" и до Берлина. Как и прежде, "Невский экспресс" будет ходить три раза в неделю - по понедельникам, средам, пятницам. Скорость экспресса, не делающего ни одной остановки, достигает 200 км/ч. Время в пути составляет 4 часа 30 минут - 4 часа 45 минут (вместо 8 часов на "Красной стреле"). Вагоны скоростного поезда оформлены с учетом самых современных требований...
0
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл
В июне Октябрьская железная дорога возобновит эксплуатацию скоростного поезда "Невский экспресс, в два раза быстрее "Красной стрелы" доставляющего пассажиров из Москвы в Питер. Стоимость проезда пока не известна. Ясно только, что билеты будут дороже, чем на "Красной стреле", но дешевле самолета. В 2008 году скоростное движение от Питера будет продлено до Хельсинки, а в 2010-м по рельсам можно будет "долететь" и до Берлина.

Первый "высокоскоростной" блин

Первый отечественный скоростной поезд "Невский экспресс", построенный на Тверском вагоностроительном заводе, был введен в эксплуатацию в июне 2001 года. Однако в конце 2003 года при эксплуатации были выявлены недоработки и поезд сняли с маршрута. Сегодня все недостатки, конкретизировать их в ОАО "Российские железные дороги" (РЖД) не стали, уже исправлены.

Другая, неофициальная причина полугодового простоя "Невского экспресса" - ошибочная тарифная политика руководства железной дороги, поднявшего стоимость билета до уровня авиационного. В МПС рассчитывали, что утренний поезд, позволяющий оказаться в центре столицы уже в 11 часов утра, будет наиболее востребован пассажирами. Расписание остальных экспрессов было составлено таким образом, чтобы пассажир вечером того же дня мог вернуться обратно. Однако расчеты железнодорожников не оправдались: загрузка была очень низкой и состав сняли с линии.

Ошибка будет исправлена. Точную стоимость проезда в "Невском экспрессе" в РЖД назвать пока не могут. Известно лишь, что тариф будет немного дороже "Красной стрелы" (940 руб.), но дешевле авиабилетов (эконом-класс в "Аэрофлоте" стоит 1820 руб.).

Как и прежде, "Невский экспресс" будет ходить три раза в неделю - по понедельникам, средам, пятницам. Скорость экспресса, не делающего ни одной остановки, достигает 200 км/ч. Время в пути составляет 4 часа 30 минут - 4 часа 45 минут (вместо 8 часов на "Красной стреле"). Вагоны скоростного поезда оформлены с учетом самых современных требований: на окнах установлены тройные стеклопакеты, двери в купе пассажиров и стены со стороны коридора выполнены из прочного тонированного стекла, улучшены система кондиционирования воздуха, звукоизоляция. В каждом купе установлены телевизоры, мягкие диваны оборудованы подвижными подголовниками и подлокотниками. Одним из преимуществ экспресса является наличие специально оборудованного купе для инвалидов-колясочников.

Сорок лет на увеличение скорости

Вопрос о создании в России скоростных комфортабельных поездов стал изучаться еще в 60-х годах прошлого века. В 1964 году по примеру Японии, построившей скоростную дорогу "Токайдо", начались работы над отечественным проектом. Десять лет ушло на разработку и изготовление в Риге, Калинине и Пльзене (Чехословакия) скоростного электровоза и специальных для него вагонов, предназначенных для скоростной магистрали Ленинград - Москва - Крым - Кавказ. Но дело застопорилось. В 1987 году советские железнодорожники вновь вернулись к этой идее. С распадом СССР данным проектом (правда, в усеченном виде Петербург - Москва) стало заниматься специально созданное акционерное общество "Высокоскоростные магистрали". МПС в проекте не участвовало: строительство железной дороги решили вести мэрии двух столиц, руководство Ленинградской области и ряд промышленных предприятий. За $5 млрд было намечено построить магистраль, транспортно-коммерческий комплекс и скоростной поезд "Сокол", способный двигаться со скоростью 250 км/ч. Однако в 2000 году проект свернули: "Сокол" так и не взлетел над железнодорожным полотном, зато осталась от проекта магистраль, готовая к таким "полетам". В июне скоростное движение на ней возродит "Невский экспресс".

Полет на Запад

По словам президента РЖД Геннадия Фадеева, национальный железнодорожный перевозчик будет вплотную заниматься проектами открытия новых скоростных направлений. В первую очередь, считает глава РЖД, необходимо продлить скоростную магистраль от Санкт-Петербурга до Хельсинки. Главное для скоростного движения - это не конструкция вагонов, а само железнодорожное полотно, которое должно быть максимально прямым. Маршрут от Питера до финской столицы отвечает этому требованию. Осталось найти инвестиции, поскольку строительство подобных магистралей - удовольствие дорогое. Создание одного километра такого пути в России стоит несколько сотен тысяч долларов. В РЖД уверены, что с инвесторами трудностей не будет. Зарубежный опыт показывает, что затраты на организацию высокоскоростных поездов (TGV) окупаются относительно быстро. Так, самая первая линия TGV в Европе Париж -Лион (открылась в 1981 году) длиной в 400 км начала приносить чистую прибыль уже через 10 лет после ее запуска.

Кроме финского направления, РЖД намерена существенно увеличить скорость движения поездов в сторону Польши и Германии. Если скоростное движение (160 км/час) между Питером и Хельсинки будет открыто в 2008 году, то в транспортном коридоре Москва - Минск - Варшава - Берлин такая скорость станет возможна к 2010 году. Кроме наличия скоростной магистрали на международном направлении, экспрессам необходима технология безостановочного перехода с западной колеи на российскую. Такая технология, разработанная испанской компанией Talgo, уже более 30 лет применяется в Европе. Этим летом начнутся опытные поездки туристических поездов, оборудованных Talgo, в направлении Берлин - Калининград - Санкт-Петербург. Для осуществления данного проекта на Калининградской железной дороге уже определено место, где будет установлено специальное устройство для автоматической перестановки вагонов с широкой российской колеи на узкую европейскую.

Быстрее всех ездят китайцы

Первая железная дорога общего пользования была построена в Англии (Стоктон-Дорлингтон) в 1825 г. Заводская дорога Ефима и Мирона Черепановых действовала с 1834 г. в Нижнем Тагиле, скорость состава была равна 13-16 км/ч. На первой российской железной дороге общего пользования Санкт-Петербург-Царское Село, построенной в 1837 г., поезда ходили со скоростью до 60 км/ч!

Рубеж в 100 км/ч был преодолен в 1890 г. во Франции, 200 км/ч - в 1903 г. в Германии. В 1955 г. во Франции был установлен рекорд скорости 331 км/ч, этот же поезд TGV в 1989 г. развил скорость 480 км/ч, а в 1990 г. - 515 км/ч.

В СССР в марте 1984 г. на линии Москва-Ленинград был введен в эксплуатацию скоростной электропоезд ЭР-200 с максимальной скоростью 200 км/ч. Мировой рекорд скорости для железных дорог установлен в 1999 г. на экспериментальной трассе в японской префектуре Яманаси. Состав из 5 вагонов на магнитной подушке развил скорость 552 км/ч. При таких скоростях использование традиционного железнодорожного полотна становится невозможным, альтернатива - поезд на магнитной подушке и технологии, основанные на явлении сверхпроводимости. Строителей высокоскоростных магистралей поджидают и другие проблемы. Так, на первой французской трассе при прохождении рядом поездов противоположного направления между ними возникала зона низкого давления. Щебенку между путями буквально "засасывало" вверх, и камни разбивали оконные стекла.

Поезд на магнитной подушке запущен в коммерческую эксплуатацию в начале этого года в Китае, проектирование пути и вагонов вели германские специалисты. Дорога связывает Шанхай с аэропортом, и максимальная скорость, развиваемая составом, составляет 460 км/ч. Во Франции в настоящее время действует несколько линий высокоскоростных железных дорог, например, Париж-Лион и Париж -Марсель, обычная скорость поездов на этих маршрутах не превышает 300 км/ч. В Японии, где появилась первая скоростная трасса, сейчас построено уже несколько тысяч километров таких дорог, поезда двигаются по ним со скоростью до 350 км/ч. На германской трассе Франкфурт-на-Майне-Кёльн поезда развивают скорость до 300 км/ч, в Англии и в тоннеле под Ла-Маншем зафиксирована скорость 335 км/ч. Заметно медленнее ездят в Италии, на дороге Флоренция-Рим скорость редко превышает 150 км/ч.

ПЕТР ОБРАЗЦОВ
Комментарии
Прямой эфир